ДОЛГИ ОТДАЮТ ТОЛЬКО ТРУСЫ

Вопрос госдолга нависает над будущим Европы. Брюссель предпочитает говорить о другом — о Зеленом курсе или о социальной Европе. Европейская общественность более остро интересуется вакцинами, изоляцией и иммиграцией. Но нет ничего ближе к сердцу власти в Европейском союзе, чем государственный долг.

Одно лишь упоминание о нём вызывает болезненные параллели с кризисом еврозоны. После шока 2020 года долги выросли еще больше. И это больше, чем любой другой вопрос, определяет будущее Европы.

С момента подписания Маастрихтского договора в 1992 году Пакт о стабильности и росте претерпел множество этапов эволюции, но остаются две фиксированные точки: 

  • отношение государственного долга к валовому внутреннему продукту стран-членов ЕС не должно превышать 60%;
  • годовой дефицит бюджета не должен превышать 3%. 

Ожидается, что те, кто не соответствует этим критериям, примут меры для немедленного исправления ситуации.

Применение правил оказалось сложным и спорным. Но существование пакта — независимо от его практичности — имеет решающее значение для легитимности валютного союза в его нынешнем виде.

Столкнувшись с коронавирусом и необходимостью принятия срочных мер со стороны правительств, в марте 2020 года фискальные правила были приостановлены. В настоящее время эта приостановка продлевается на два года, до 2022 года.

После снятия ограничений государственные долги Европы выросли как никогда раньше в мирное время. К концу 2020 года отношение консолидированного валового долга к ВВП составляло 90% для ЕС и 98% для зоны евро. На данный момент только 14 из 27 стран-членов соответствуют критерию 60%.

Спасшиеся от катастрофы

Щедрый финансовый ответ на пандемию не следует воспринимать с сожалением. Он спас европейское общество от катастрофы. Но возникает вопрос, что будет дальше? Если это исключение, когда и на каких условиях возвращается «нормальность»? Торги по собственному бюджету ЕС начались летом 2020 года. Но это составляет, даже с добавлением фонда восстановления, менее 2% ВВП ЕС. Настоящая проблема — это потолок национальных бюджетов.

Кризис Covid-19 не только увеличил государственные долги, но и еще больше поляризовал их распределение. Семь государств-членов, все в Западной и Южной Европе, в настоящее время имеют долги, превышающие 110% ВВП, и эти коэффициенты растут. Решение о том, какие рамки будут регулировать эту неравномерную фискальную ситуацию, определяет последствия для всех аспектов государственных расходов, экономической политики и внешнеэкономического положения Европы.

На данный момент еврогруппа министров финансов еврозоны рада оставить финансовые краны открытыми и сделать ставку на сильное восстановление. Если верить статистике Европейской комиссии, фискальная позиция ЕС в 2021 году в целом нейтральна: поддержка не увеличивается и не сокращается.

Однако за эти скрывается недооценка сдерживающего эффекта свертывания чрезвычайных программ. Согласно анализу, Европа в 2021 году уже переживает начало консолидации.

(ПОСЛЕДУЕТ)