Алгоритмы социальных сетей управляют нашим восприятием мира. Готовы бросить им вызов?

Трудно точно определить, когда мы потеряли контроль над тем, что мы видим, читаем и даже думаем, отдав все это на откуп социальным сетям.

Я думаю это случилось примерно в 2016 году. Это был год, когда Twitter и Instagram присоединились к Facebook и YouTube в алгоритмическом будущем. Управляемые роботами, запрограммированными на то, чтобы удерживать наше внимание как можно дольше, они начали рекомендовать нам то, что мы смотрели, делились, лайкали — и скрывали все остальное.

До свидания хронологические ленты. Добро пожаловать ленты алгоритмические.

Примерно в то же время Facebook, лента новостей которого с 2009 года управляется алгоритмами, скрыла настройку, дающую возможность снова переключиться на «Самые последние» записи.

Ничего страшного, наверное, подумали вы, если вообще задумались об этом. Правда эти непрозрачные алгоритмы не только увеличили количество новостей о выпуске последнего альбома Тейлор Свифт. Они также максимально увеличили досягаемость тревожащего контента — абьюза, дезинформации, теорий заговора. Они загнали нас дальше в наши собственные гиперполяризованные пузыри фильтров.

«Есть плохие люди, которые делают плохие вещи в Интернете — QAnon, сторонники расового превосходства — это не значит, что Facebook, YouTube и другие социальные сети разрешают это на своей платформе. Дело в том, что они усиливают их посыл» — говорит Хани Фарид, профессор компьютерных наук Калифорнийского университета в Беркли.

Худшие сценарии больше не являются гипотетическими. Людям показывают вещи, которые им больше всего нравятся, они кликают, читают, смотрят, падают в кроличьи норы, укрепляясь в своих идеях и убеждениях, общаются с единомышленниками. Они попадают в свою персонализированную версию реальности. И в итоге — врываются в американский Капитолий.

Конечно, виноваты не только социальные сети. И не только их роботы. Бан аккаунтов Трампа в Facebook и Twitter показал изнанку: люди, управляющие этими компаниями, по-прежнему имеют последнее слово в отношении того, о чем можно говорить, а о чём нет (мы хотя бы все еще можем вообще отказаться от использования социальных сетей).

Но в основе всего этого лежит гигантская технологическая проблема: компьютерные алгоритмы отвечают за то, что мы видим, при этом их работа непрозрачна.

Обычно цель моей колонки — поиск решения технических проблем. В данном случае его нет — уж точно нет простого. Все, что я могу сделать, это поделиться некоторыми идеями.

Идея №1: нет алгоритмам, нет рекламе

Марк Вайнштейн, основатель MeWe, социальной сети, которая позиционирует себя как анти-Facebook, ясно заявляет, что решение — возврат к чисто хронологической ленте без каких-либо манипуляций.

На MeWe вы подписаны на друзей, страницы или группы. Сообщения появляются в вашей ленте по мере их публикации. «Ни рекламодатель, ни маркетолог, ни политический деятель, ни участник не могут добавлять контент в чужую ленту. Таким образом, мы полностью отвергаем подход манипуляций» — сказал Вайнштейн. «Этого не может случиться в MeWe».

Однако накануне, когда ультраправые пользователи искали альтернативы Facebook, Twitter и Parler, они остановились на MeWe, где в настоящее время зарегистрировано 15,5 миллионов пользователей. Вайнштейн говорит, что социальная сеть вложила значительные средства в модерацию и что условия обслуживания ясны: вас будут наказывать за подстрекательство к насилию, размещение незаконных материалов и многое другое. После удаления Parler MeWe связалась с Apple, Google и Amazon, чтобы убедиться, что приложение соответствует их правилам модерации.

Однако проблема с неалгоритмической временной шкалой заключается в том, что лента может быть переполнена, и её будет трудно отсортировать. Именно так мне ответили в Twitter, Facebook и Instagram, когда я спросила почему они вообще отказались от хронологической ленты по умолчанию.

Вайнштейн говорит, что MeWe, которая зарабатывает деньги на платных функциях и опции подписки премиум-класса, а не на рекламе, решает эту проблему с помощью фильтров и инструментов для управления вашей лентой; вы можете сортировать записи по контактам, группам и страницам, на которые подписаны. По словам Вайнштейна, из-за отсутствия персонализированной рекламы MeWe не собирает данные о вас постоянно.

Идея № 2: нет деструктивному контенту

Однако для больших парней, которые зависят от рекламы, отказ от алгоритмов так же вероятен, как успех моей собаки в написании журналистских колонок.

Вместо этого эксперты предполагают, что платформы серьезно отнесутся к снижению приоритета деструктивного контента и отдадут предпочтение более взвешенным записям, даже если их виральность ниже.

«Алгоритмам просто нужно просто решить: « Мы считаем, что блоги WSJ, Википедии, ВОЗ — ценнее, чем Dumbdumb.com» — отмечает профессор Фарид.

И есть доказательства того, что это может сработать. В исследовании, проведенном в марте 2020 года, профессор Фарид и другие исследователи обнаружили, что в YouTube сократилась виральность видео с заговорами после того, как компания изменила свои алгоритмы рекомендаций.

Facebook сделал то же самое. За несколько недель до выборов Facebook и Instagram предприняли шаги по ограничению распространения записей, которые алгоритмы классифицируют как потенциальную дезинформацию, в том числе опровергнутых утверждений о подтасовке в ходе голосования. Это привело к увеличению числа доверенных источников новостей.

И есть свидетельства того, что количество сообщений о фальсификациях на выборах в Твиттере резко сократилось после приостановки аккаунта г-на Трампа, согласно данным платформы Zignal Labs.

Регулирующим органам также стоит вмешиваться. Помимо различных антимонопольных исков, звучали конкретные призывы привлечь компании к ответственности за свои алгоритмы. Сообщения моих коллег показали, что Facebook хорошо осознавал тенденцию своей системы рекомендаций подталкивать людей к экстремистским группам. Законопроект, внесенный Томом Малиновски (округ Колумбия) и Анной Эшу (округ Колумбия, Калифорния), направлен на возложение ответственности на платформы за «алгоритмическую пропаганду экстремизма».

Идея № 3: вернуть контроль пользователям

Самая безумная идея? О, да, просто верните нам контроль за получаемой нами информацией.

«Что, если бы люди могли сказать :«Я хочу видеть новости из широкого политического спектра источников» или «Я хочу видеть только сообщения от друзей и семьи» — говорит Джесси Лерич, соучредитель Accountable Tech, некоммерческой организации, занимающейся борьбой с дезинформацией в социальных сетях.

Facebook, по крайней мере, позволяет вам получить некоторую информацию о том, почему вы что-то видите. Коснитесь трех горизонтальных точек на любом сообщении в своей ленте, а затем выберите «Почему я вижу это сообщение?»

И если вы думаете, что ответом является старая добрая хронологическая лента, есть способы вернуть её, хотя бы временно, на некоторых сервисах. Однако в настройках придется покопаться:

Facebook: в веб-браузере перейдите к значку «Домой» в верхней части ленты и прокрутите меню слева. Щёлкните на надпись «Ещё», затем «Сначала новые». В мобильном приложении перейдите к трем горизонтальным линиям вверху или внизу справа на экране и найдите «Сначала новые». Как только вы закроете страницу или приложение — настройки отображения ленты сбросятся на алгоритмическую ленту.

Twitter: в Twitter все намного проще. Маленькая звездочка в правом верхнем углу веб-сайта и приложения позволяет вам видеть «Последние твиты» вместо алгоритмической ленты. Раньше настройки отображения также сбрасывались, но теперь сохраняется отображение того списка, который вы использовали в последний раз. Я часто переключаюсь между ними.

YouTube: вы не можете отключить весь набор алгоритмических рекомендаций, но можете переключиться на «Последние видео» в каждой категории или поисковом запросе. Вы также можете отключить автовоспроизведение. В веб-браузере найдите крошечный переключатель с кнопкой воспроизведения в нижней части видеоплеера.

TikTok: рядом с захватывающей, управляемой алгоритмами лентой «Для вас» находится лента «Следующие», в которой показаны только люди, на которых вы подписаны в сервисе. Просто знайте: TikTok по-прежнему использует алгоритмы, чтобы показывать вам видео, которые, по его мнению, вы захотите посмотреть больше всего.

Instagram: тут, к сожалению, ничего не поделаешь. Только алгоритмы. Пресс-секретарь Facebook объяснила, что при использовании старой хронологической ленты люди пропустили 70% сообщений в своей ленте — почти половину сообщений своих друзей и родственников. После внесения изменений в алгоритмическую ленту компания обнаружила, что в среднем люди видят более 90% сообщений своих друзей.

Если бы речь шла только о нас, наших друзьях и семье, это было бы одно, но в течение многих лет социальные сети предназначались не только для того, чтобы следить за жизнью тети Сью. Это воронка, через которую многие сейчас видят и формируют свое видение мира.

Будут ли новые алгоритмы, обеспечивающие прибыль технокомпаний, продолжать формировать наш взгляд, или мы получим контроль за ним? К сожалению, решать не нам.

Алгоритмы социальных сетей управляют нашим восприятием мира. Готовы бросить им вызов?

Оригинал: WSJ