В связи с пандемией коронавируса (COVID-19) в 2020 году правительствами зарубежных стран были реализованы меры в различных направлениях внутренней политики — финансовой, денежно-кредитной и социальной.
Меры носили чрезвычайный характер, предусматривали решение в комплексе таких задач, как сохранение бизнеса и поддержка занятости, социальная защита и охрана здоровья населения, на основе активизации взаимодействия центральных и региональных правительств путем как прямой, так и косвенной поддержки граждан и домохозяйств.
Прямая поддержка граждан и домохозяйств предусматривает:
- увеличение размеров социальных выплат;
- предоставление субсидий, грантов, ваучеров, льготное кредитование;
- отсрочку выплаты налогов, иных обязательных платежей;
- облегчение условий получения страховых выплат (по безработице, социальному и медицинскому страхованию).
Косвенная поддержка граждан и домохозяйств осуществляется путем поддержки бизнеса, в том числе с целью сохранения рабочих мест и сдерживания безработицы. Поддержка бизнеса осуществляется посредством:
- различных финансовых и налогово-кредитных механизмов, ориентированных в первую очередь на наиболее пострадавшие отрасли, малые и средние предприятия, а также на самозанятых (льготные кредиты, гранты, снижение НДС, налоговые каникулы и проч.);
- стимулирования государством применения нестандартных форм и условий занятости (временная безработица, повременный кредит, кратковременная и удаленная работа);
- субсидирования заработной платы работников.
Проведенный анализ показал, что помимо общих мер в сфере социальной политики, осуществляемых практически всеми зарубежными странами, в отдельных государствах реализуются иные меры, к которым относятся:
- создание специальных условий для содействия занятости отдельных групп населения — студентов, демобилизованных военнослужащих, трудящихся мигрантов, инвалидов и др. (Канада, Китай, Австралия);
- реализация программ разделения труда и специальных программ по поддержке работников и рабочих мест (Канада), базовой поддержки доходов (Германия, Великобритания);
- выплата компенсации (пособия), оплата дополнительного отпуска родителям с детьми в возрасте до 12 лет, которые не могут работать из-за закрытия детских садов и школ в результате пандемии (Бельгия, Германия)
- выплата работникам в условиях удаленной работы не облагаемого отчислениями на социальное страхование пособия для покрытия расходов на отопление, электричество, приобретения недорогого офисного оборудования или других необходимых материалов (Бельгия);
- развитие цифровых платформ для профессионального обучения, увеличение бюджетного финансирования профессионального обучения и переобучения, в том числе для увеличения числа ученических мест в профессиональных колледжах (Китай);
- предоставление денежной помощи университетам и другим учебным заведениям высшего образования для продолжения обучения студентов (Австралия);
- стимулирование благотворительной деятельности (льготное налогообложение, увеличение грантовой поддержки и проч.) (Бельгия, Турция, Канада, Австралия);
- поддержка коренных народов (Канада, Австралия).
Представляется целесообразным рассмотреть возможность применения этих мер в Российской Федерации в условиях пандемии COVID-19, а также в целях преодоления ее последствий.