СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

В связи с пандемией коронавируса (COVID-19) в 2020 году правительствами зарубежных стран были реализованы меры в различных направлениях внутренней политики — финансовой, денежно-кредитной и социальной.

Меры носили чрезвычайный характер, предусматривали решение в комплексе таких задач, как сохранение бизнеса и поддержка занятости, социальная защита и охрана здоровья населения, на основе активизации взаимодействия центральных и региональных правительств путем как прямой, так и косвенной поддержки граждан и домохозяйств.

Прямая поддержка граждан и домохозяйств предусматривает:

  • увеличение размеров социальных выплат;
  • предоставление субсидий, грантов, ваучеров, льготное кредитование;
  • отсрочку выплаты налогов, иных обязательных платежей;
  • облегчение условий получения страховых выплат (по безработице, социальному и медицинскому страхованию).

Косвенная поддержка граждан и домохозяйств осуществляется путем поддержки бизнеса, в том числе с целью сохранения рабочих мест и сдерживания безработицы. Поддержка бизнеса осуществляется посредством:

  • различных финансовых и налогово-кредитных механизмов, ориентированных в первую очередь на наиболее пострадавшие отрасли, малые и средние предприятия, а также на самозанятых (льготные кредиты, гранты, снижение НДС, налоговые каникулы и проч.);
  • стимулирования государством применения нестандартных форм и условий занятости (временная безработица, повременный кредит, кратковременная и удаленная работа);
  • субсидирования заработной платы работников.

Проведенный анализ показал, что помимо общих мер в сфере социальной политики, осуществляемых практически всеми зарубежными странами, в отдельных государствах реализуются иные меры, к которым относятся:

  • создание специальных условий для содействия занятости отдельных групп населения — студентов, демобилизованных военнослужащих, трудящихся мигрантов, инвалидов и др. (Канада, Китай, Австралия);
  • реализация программ разделения труда и специальных программ по поддержке работников и рабочих мест (Канада), базовой поддержки доходов (Германия, Великобритания);
  • выплата компенсации (пособия), оплата дополнительного отпуска родителям с детьми в возрасте до 12 лет, которые не могут работать из-за закрытия детских садов и школ в результате пандемии (Бельгия, Германия)
  • выплата работникам в условиях удаленной работы не облагаемого отчислениями на социальное страхование пособия для покрытия расходов на отопление, электричество, приобретения недорогого офисного оборудования или других необходимых материалов (Бельгия);
  • развитие цифровых платформ для профессионального обучения, увеличение бюджетного финансирования профессионального обучения и переобучения, в том числе для увеличения числа ученических мест в профессиональных колледжах (Китай);
  • предоставление денежной помощи университетам и другим учебным заведениям высшего образования для продолжения обучения студентов (Австралия);
  • стимулирование благотворительной деятельности (льготное налогообложение, увеличение грантовой поддержки и проч.) (Бельгия, Турция, Канада, Австралия);
  • поддержка коренных народов (Канада, Австралия).

Представляется целесообразным рассмотреть возможность применения этих мер в Российской Федерации в условиях пандемии COVID-19, а также в целях преодоления ее последствий.

Социальная политика в зарубежных странах в условиях пандемии