Европа дистанцируется от Индо-Тихоокеанской стратегии

В повестке дня специального заседания Совета Европы, состоявшегося в Брюсселе, значились Турция, Белоруссия, Россия и Китай. Внешнеполитические решения саммита с участием глав государств и правительств всех стран ЕС, а также председателя Европейского совета и председателя Европейской комиссии, демонстрируют умеренный курс, который в целом совпадает с позицией Германии.

Что касается Турции, то Франция настаивала на принятии жёстких мер, чтобы «наказать» Анкару за её последние шаги в Восточном Средиземноморье, в Ливии и Нагорном Карабахе. Однако ЕС воздерживается от введения каких-либо санкций и вместо этого предлагает конструктивное сотрудничество с Турцией в краткосрочной и среднесрочной перспективе, учитывая решающее значение этой страны для европейских интересов.

Неудивительно, что ЕС выступает на стороне своих членов, Греции и Кипра, в их спорах с Турцией, но, с другой стороны, намерен также «запустить позитивную повестку в отношениях Турции и ЕС, с особым упором на модернизацию Таможенного союза и облегчение торговли, контакты между людьми, диалоги на высоком уровне, продолжение сотрудничества по проблемам миграции».

ЕС предложил новый форум — Многостороннюю конференцию по Восточному Средиземноморью. Приведена ориентировочная повестка дня — разграничение морских территорий, безопасность, энергетика, миграция и экономическое сотрудничество. Будет ли предложенный форум приглашать к участию страны, не входящие в сферу ЕС-Турция?

Архитектура безопасности для Восточного Средиземноморья – идея, для которой время, по всей видимости, пришло. Является ли это очередным шагом по  направлению к выработке европейской идентичности, независимой от трансатлантического альянса? В самом деле, президент Франции Эммануэль Макрон, находясь с визитом в странах Балтии в начале этой недели, призвал Европу стремиться к диалогу с Россией для повышения безопасности континента, а не полагаться в первую очередь на военный альянс НАТО.

AP цитирует его слова, сказанные на пресс-конференции в Риге: «Наша коллективная безопасность диктует, что, учитывая географическое положение, нам необходимо разговаривать с русскими». Макрон настаивал, что европейцы должны иметь возможность пересмотреть свои отношения с Россией, несмотря на напряжённость последнего времени, после отравления российского оппозиционного лидера Алексея Навального.

Такая мягкая позиция по отношению к Москве нашла отражение в решениях саммита ЕС по вопросам  Белоруссии и дела Навального. Таким образом, никаких санкций ЕС против президента Александра Лукашенко не будет; заморозки проекта газопровода «Северный поток — 2» с Россией не состоится; больше никаких обвинений в деле Навального не выдвигается.

Безусловно, максимум внимания было уделено перспективам отношений ЕС с Китаем. В пригласительном письме президента Совета Европы Жана Мишеля накануне специального совещания 1-2 октября 2020 г., подчёркивается, что основным вопросом повестки будут перспективы отношений с Китаем:: «Затем первую рабочую встречу мы посвятим обсуждения отношений ЕС и Китая, в продолжение видеоконференции глав ЕС и Китая 14 сентября. Мы хотим сотрудничать с Китаем по решению основных глобальных проблем, таких как пандемия Ковид-19 и климатические изменения. Мы намерены также настаивать на более сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношениях,  обеспечивающих равные условия участникам. И мы продолжим продвигать наши ценности и стандарты».

Примечательно, что как раз в четверг, когда европейские лидеры собирались в Брюсселе, госсекретарь США Майк Помпео прибыл в Ватикан, чтобы заручиться поддержкой для Индо-Тихоокеанской стратегии, но Папа Римский отказался дать аудиенцию евангелисту.

Короче говоря, саммит ЕС придерживается установленного курса на конструктивное сотрудничество с Китаем по установлению взаимовыгодных отношений с упором на торговые и экономические связи, в то же время отмечая свои расхождения с Пекином по вопросам прав человека и подчёркивая, что Китай это незаменимый партнёр в ответах на глобальные вызовы жизненным интересам европейского сообщества.

Важно то, что ЕС дистанцируется от Индо-Тихоокеанской стратегии США, проявляя реалистический подход к  решению проблем и использованию возможностей, связанных с усилением Китая.  По европейской оценке, пытаться изолировать Китай просто непрактично, и, что немаловажно, усиление Китая на мировой арене это просто очевидная геополитическая реальность, которая требует взаимодействовать для взаимной выгоды.

Таким образом, саммит ЕС призывает Китай «восстановить баланс в экономических отношениях и добиваться взаимной выгоды»; продвигать переговоры, ведущие к «амбициозному» Всеобъемлющему инвестиционному соглашению между ЕС и Китаем; и «выполнять ранее взятые обязательства по устранению барьеров для доступа к рынкам, добиваться прогресса в борьбе с избыточными производственными мощностями и участвовать в переговорах по промышленным субсидиям в ВТО».

С другой стороны, саммит ЕС обозначил свою «серьёзную озабоченность ситуацией с правами человека» в Китае, особенно в связи с Гонконгом и относительно «обращения с людьми, принадлежащими к меньшинствам». Но потом всё это было упаковано в одно предложение, что также напоминает нам, что здесь нет ничего нового, кроме заявленных позиций.  Ясно, что жизнь продолжается.

Общее ожидание заключается в том, что президентство Байдена будет поворотом обратно к трансатлантическому альянсу как ключевой платформе для глобальных стратегий США. С этой точки зрения, Байдена, непревзойдённого примирителя, могут ожидать впереди довольно трудные переговоры с европейскими столицами по вопросам политики по отношению к Китаю и России, которые администрация Трампа отнесла к «ревизионистским державам».

Настроение в Европе резко изменилось с момента вспышки эпидемии Ковид-19. Как добиться восстановления, по-прежнему непонятно. Кризис многоуровневый – политический, экономический, финансовый и социальный. И в такой катастрофический момент Европа просто не желает ввязываться в геополитические проекты, направленные против России или Китая.

Акцент делается на глобальное сотрудничество с целью стабилизации экономики. Саммит, прошедший в четверг, «призывает Китай взять на себя больше ответственности в решении глобальных проблем», таких как изменение климата, биоразнообразие, «многосторонний ответ»  на пандемию Ковид-19, списание долгов и т.д. 

Подход, которого придерживается Европа, будет иметь существенное влияние на внешнеполитические решения во время президентства Байдена. Относительно встречи министров иностранных дел «четвёрки» в Японии в следующий вторник, что считается значительным шагом вперед в коллективной стратегии против Китая, появляется облако сомнений насчёт эффективности самого форума. Без ЕС и АСЕАН — а очень скоро и без Помпео – весь этот квартет  выглядит как шекспировская трагедия «Гамлет»  без принца.

Европа дистанцируется от Индо-Тихоокеанской стратегии