Только что в Bloomberg сообщалось:
Оксфордский университет и AstraZeneca Plc возобновили британские испытания экспериментальной вакцины от COVID-19, после того как они были приостановлены из-за заболевшего участника.
Британское Управление по регулированию лекарственных средств и медицинских товаров рекомендовало возобновить исследование, после того как независимый анализ данных о безопасности спровоцировал паузу 6 сентября, говорится в заявлении Оксфорда. Подробности о болезни добровольца не сообщаются.
Хотя временные приостановки испытаний вакцин не редкость, пауза в находящемся в центре внимания исследовании Оксфорда и Astra вызвала опасения насчет действенности одной из наиболее быстро продвигающихся экспериментальных вакцин, которая должна защитить от пандемии. Гонка в разработке вакцины от COVID-19 сжала процесс, обычно длящийся десятилетие, до нескольких месяцев, и уже в следующем месяце ожидаются данные о последней стадии испытаний.
Помоги нам! Спаси нас! О НАУКА! Где же ты?
Отчаянные меры
Бедные Кастор и Поллукс, два слона из парижского зоопарка, убитые в 1871 г. Помощь не поспела вовремя. Отчаявшиеся парижане – после четырех месяцев изоляции – их съели.
Модные рестораны предлагали бульон из ослиной головы и суп из кенгуру. Но простым людям приходилось довольствоваться собачьими отбивными и крысиной колбасой.
Париж был осажден немецкой армией – точнее, войсками Пруссии, Саксонии, Вюртемберга, Бадена и Баварии, так как Германии тогда еще не существовало.
А мы вот уже 6 месяцев сидим в Аргентине, осажденные вирусом COVID-19.
Мы приехали в марте и планировали уехать в апреле. Но затем границы закрыли. Мы перенесли отъезд на июнь… затем на июль. А теперь мы планируем на ноябрь.
К счастью, у нас сотни коров, овец и коз, так что потребности убивать питомцев не было.
Отрезанные от мира
Однако на прошлой неделе петля затянулась туже. Мы перестали получать поставки из города Сальта.
Стратегия здесь та же, что и в США: сдерживать вирус, закрыв магазины, надевая маски, оставаясь дома, приостановив экономику и надеясь, что скоро будет изобретена «вакцина», что позволит нам вернуться к норме.
Стратегия популярная, но не слишком эффективная.
Вирус никуда не спешит. Население, не имеющее иммунитета к вирусу, остается за закрытыми дверьми… готовое стать его жертвой.
Нельзя сидеть взаперти вечно. И как только дверь откроется, вирус будет тут как тут… подобно пускающим слюну немцам, вошедшим в Париж.
После того как карантин начали снимать… постепенно… нерешительно… на прошлой неделе вдруг произошла вспышка заражений в столице одноименной провинции, городе Сальта.
Люди снова впали в панику. Снова перекрыли дороги. В городе можно выходить из дома… но только через день. А сюда, в наше удаленное убежище в долине Кальчаки, из города приезжать нельзя.
Смертоносный гость
Увы, фермы здесь зависят от города, где они берут топливо, запчасти для тракторов, семена, химикаты… ветеринаров – всё. Последние шесть месяцев наши рабочие могли строить новые амбары… убирать урожай… и прокладывать оросительные каналы. Но на прошлой неделе работа прекратилась.
«Нам нужен цемент… и проволока, – объяснил прораб. – А из Сальты ничего не доставляют».
В пятницу через блокаду как-то проскочил землемер, прибывший для составления карты оросительной системы.
Местные – усвоившие уже за шесть месяцев непрерывного освещения по телевидению, что вирус – безжалостный убийца, – впали в панику.
«Он должен уехать», – сказала одна местная женщина.
«Он же работает в поле… один. Никаких неприятностей от него не будет», – ответили мы.
«Тогда не приглашайте его на обед».
«Но мы должны его накормить».
«Он может сидеть за столом один… на улице».
В конечном счете мы нашли компромисс. Он сидел за отдельным столом, но так, чтобы мы могли с ним разговаривать.
«О… я знаю, что все боятся подхватить вирус; они не хотят, чтобы я к ним приближался, – объяснил изгой. – Но я уже переболел коронавирусом. Сущий пустяк. Обычная простуда».
Тот же результат
Простуда приходит и уходит. Иногда она убивает. Уязвимые люди могут защититься, держась подальше от других. Но для большинства жизнь продолжается.
Смертность в Швеции, где продолжалась более-менее нормальная жизнь, сейчас составляет 578 человек на миллион.
А в США, с карантином, самоизоляцией и истерией? Примерно столько же – 599 на миллион.
Здесь в Аргентине, где карантин был один из самых строгих в мире, смертность в два раза меньше – 251 на миллион.
Но теперь… после того как ворота так долго были плотно закрыты… как только их немного приоткрыли… вирус тут как тут.
Исходя из данных за последние 7 дней, в США в среднем каждый день от COVID-19 умирает 750 человек. В Аргентине (где население в 7 раз меньше) – 213.
А в Швеции, предоставившей вирусу почти полную свободу? От COVID-19 каждый день умирает лишь один человек…
До сих пор лучшим вариантом для тех, кто хочет избежать вируса, было поехать в Таиланд, Вьетнам или Бурунди. В этих странах от вируса почти никто не умер. Или в Папуа – Новую Гвинею. Или в Танзанию. Следовали ли эти страны «науке», и можно ли назвать их системы здравоохранения передовыми? Вряд ли.
Два самых опасных места – если говорить о смертности от COVID-19 – Перу и Бельгия. В этих странах совершенно разные системы здравоохранения. Но результаты примерно такие же.
Кандидат в президенты США Джо Байден (Joe Biden) говорит, что закроет всю страну, если так скажут «ученые».
Но в Великобритании, Франции, США и Нидерландах должны быть лучшие в мире ученые. И тем не менее смертность от COVID-19 там выше, чем в России, Ираке, Египте, Никарагуа и Бангладеш.
Всё, что мы знаем после шести месяцев вирусной атаки, – это что наука не играет практически никакой роли. Вирус поступает так, как ему хочется. И если бы власти ничего не делали, результаты могли бы быть примерно такими же.
Подмога
Но многие верят, что если всё закрыть… и сидеть взаперти достаточно долго, как Париж во время осады в 1870 г., то придет подмога.
Да, мы ждем, чтобы НАУКА пришла нам на помощь. Мы ожидаем, что она, подобно ангелу-мстителю или французской армии с южного берега Луары, уничтожит ужасный COVID-19 и спасет нас.
Все об этом говорят. В прессе сообщают свидетельства очевидцев. «Pfizer уже близко». «AstraZeneca возобновила испытания».
Президент США периодически сообщает верующим, что вакцина будет готова к лету… Нет, к выборам… Нет, к началу 2021 г.
Но насколько это вероятно?
Вакцину вполне могут изобрести. Но пока что успешных вакцин от коронавирусов не было. И те, что сейчас разрабатываются, судя по всему, еще далеки от доказанных, надежных результатов.
Кроме того, если даже будет доказано, что они безопасны и эффективны… сколько времени понадобится, чтобы привить всех, кто этого желает? После того как общество заставили поверить, что мы все в опасности, как власти смогут сделать так, чтобы новая вакцина была в первую очередь доступна тем, кому она действительно нужна?
Высокая цена
Между тем осада обходится всё дороже и дороже. Запасы истощаются. Народ впадает в беспокойство.
Правительство пытается раздавать фальшивый хлеб из дерева – или фальшивые деньги, – но так никого прокормить.
И, по-видимому, подобно парижанам в 1870 г., мы скорее начнем есть животных из зоопарка, чем получим эффективную вакцину.