Один из парадоксов панденомики заключается в том, что даже после закрытия предприятий и исчезновения рабочих мест американские домохозяйства в среднем экономят больше денег, чем обычно.
Норма личных сбережений — та доля располагаемого дохода граждан, которую они сберегают или инвестируют — редко превышала 10% в последние 20 лет, но уже в апреле 2020 она выросла более чем в три раза.
В первые несколько месяцев пандемии остатки на текущих счетах американцев в верхней и в нижней частях шкалы доходов выросли благодаря государственной помощи.
Теперь, когда эта помощь пока прекращена, финансы-балансы многих американцев, вероятно, уже поют романсы, что делает их повседневную жизнь еще более мрачной и опасной. Но один сегмент всей совокупности граждан США будет продолжать экономить, по-видимому, создавая собственную новую экономическую реальность. Их доходы остались стабильными, а расходы резко сократились.
В марте, когда начались ограничения, расходы у американцев как с низкими, так и с высокими доходами поехали вниз. Но в то время как расходы низкооплачиваемых работников вернулись почти к нормальному уровню в мае, расходы тех, кто зарабатывает больше, остались намного ниже.
«Те, кто не пострадал от потери работы, — это как раз те, у кого больше всего сократились расходы», — пишет Питер Ганонг, экономист из Чикагского университета, соавтор статьи, посвященной анализу семейных финансов в условиях пандемии.
В ходе опросов выяснилось, что есть американцы, чьи ежемесячные расходы во время пандемии упали на сотни, а в некоторых случаях и тысячи долларов. Они меньше тратят на повседневные удобства и услуги, пользование которыми теперь опасно (по медицинским соображениям)или просто не нужно, включая питание вне дома, развлечения, новую одежду и внеклассные занятия для своих детей.
Вот несколько таких сторис.
Сокращение практики командировок сотрудников приводит к тому, что на личных счетах персонала, до пандемии находившегося в частых разъездах, остаются большие суммы наличных денег. Инвестиционный аналитик (33 года), сообщила интервьюеру, что, пропустив одну короткую поездку в Нью-Йорк и две более длительные, чтобы навестить родственников во Флориде и Египте, ее семья сократила свои разъездные расходы примерно на 15000 долларов с начала 2020 года.
Сокращения прочих расходов не приводят к такой большой экономии, но тоже весьма заметны для семейных бюджетов. «Одной из самых больших статей затрат до пандемии была привычка почти каждый день есть вне дома», — рассказал инженер (40 лет) технологической компании в Северной Каролине. — Культура офиса это встречи/ланчи/бранчи вне служебного кабинета, и это обходилось мне около 23 долларов в день». В последнее время наш инженер сидит на удалёнке, пробавляясь бутербродами с ветчиной, что сохраняет ему лишние 400 долларов в месяц, которые он может потратить или сэкономить. В целом, по его оценкам, они с девушкой вместе тратят на еду примерно на 750 долларов меньше каждый месяц.
Ещё одна удалёнщица (20 лет) служащая бухгалтерской фирмы в агломерации Чикаго, подсчитала, что во время пандемии она в месяц тратит на 400 долларов меньше. При этом она с мужем имели право на получение стимулус-чеков в размере 2400 долларов, хотя, по ее словам, «деньги нам не понадобились» — в настоящее время она зарабатывает 87 000 долларов в год.
«Честно говоря, это неплохо, но также немного странно, — сказала респондентка. — Это странное ощущение, что у меня есть лишние деньги. Но также я хочу покупать вещи, однако у меня сейчас нет причин покупать вещи». Вместо того, чтобы покупать вещи, респондентка и ее муж вложили эти дополнительные деньги в первоначальный взнос за дом. Раньше они не думали о покупке ранее весны 2021 года, но поскольку ипотечные ставки упали до исторического минимума, они покупают дом сейчас. Так что, в определённом смысле, пандемия приблизила их к их финансовым целям.
Для тех, кто находится выше по шкале доходов, дополнительные деньги имеют гораздо меньшее значение.
«Честно говоря, наша жизнь не изменилась ну ни капли, даже с дополнительными деньгами», — говорит юрист (39 лет) технологической компании в Сан-Франциско, чья семья из пяти человек во время пандемии тратит в месяц примерно на 3000 долларов меньше обычного.
Другой опрошенный (60 лет) из Южной Калифорнии, работает в сфере финансов, сообщил: «Я ненавижу свою принадлежность к буржуазии, но есть своя прелесть в том, когда у вас достаточно денег, и это не имеет никакого значения». Этот 60-летний мужчина, рассчитывает поднять не менее 750 000 долларов в этом году, и параллельно сэкономил огромные суммы денег во время пандемии. Недавно он осознал, насколько медленнее утекают наличные с его текущего счета в этом году. Его баланс оказался примерно на 70 000 долларов больше, чем в обычные времена. Как заявил опрошенный, «просто не на что тратить деньги».
По его словам, раньше у него уходило по 300 долларов два раза в неделю на обеды в ресторане и 3000 долларов примерно раз в месяц на короткие семейные поездки. По его оценкам, с начала пандемии его расходы сократились как минимум на 10 000 долларов в месяц, и это не учитывает 25 000 долларов, которые он сэкономил на отмене двухнедельного отпуска в Европе. «Мы также пропускаем предстоящую поездку куда-нибудь на Рождество, — сказал он, — так что я сэкономлю еще 25 тысяч».
Большая часть отложенных денег, которые состоятельные люди не тратят прямо сейчас, — это деньги, которые обычно получают низшие слои общества в качестве дохода. Многие отрасли с низкооплачиваемым трудом (рестораны, отели и детские сады, уход за собаками-котиками услуги бебиситтеров и т.д. ), делали более комфортной и интереснее жизнь людей с более высокими доходами.
Поэтому, когда расходы богачей на сектор персональных услуг сокращаются, зарплата низкооплачиваемых рабочих в этом секторе также валится вниз.
По данным Opportunity Insights в середине августа сокращение расходов среди 25% самых богатых составило 57% процентов от предполагаемого сокращения расходов всего населения Америки в целом.
Многие опрошенные сообщили, что они продолжали производить некоторые денежные выплаты работникам сферы услуг, не пользуясь их услугами. Из гуманных соображений. Так, было много ответов про то, как продолжают немного платить уборщицам, которые не приходят делать уборку, мойщикам бассейнов и т.д. Люди платили (например) своим парикмахерам и визажистам какой-то эквивалент чаевых, которые они давали в обычных случаях. Практически все упоминали, что делают благотворительные пожертвования. Значительная часть респондентов указывала, что с пониманием воспримут повышение налогов.
Однако федеральные выплаты и по сей день остаются единственной реальной подпорой для подавляющего большинства американцев, которые и рады бы сберегать деньги и делать накопления за счёт сокращения повседневных необязательных расходов. Но им просто нечего экономить.
Такова их дислокация.