НОВАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ГОНКА В РАЗГАРЕ. К ЧЕМУ ОНА МОЖЕТ ПРИВЕСТИ?

Если в космосе вспыхнет международный конфликт, то доступ к космическому пространству окажется под угрозой для всех

22 апреля, после нескольких неудачных попыток, иранский Корпус стражей исламской революции объявил об успешном запуске спутника военной разведки. Этот спутник стал очередным вооружением на орбите, которое размещают разные страны — России (которая в апреле испытала ракетную программу, предназначенную для уничтожения спутников) и Индии (которая разместила противоспутниковое оружие в марте 2019 года).

Эксперты, такие как Брайан Виден, директор по планированию программ в Фонде безопасного мира (SWF), обеспокоены тем, что эти события угрожают вывести земные конфликты на новые высоты и поставить под угрозу все космические инициативы, как мирные, так и военные. Исследователи из SWF и Центра стратегических и международных исследований (CSIS) выпустили отчеты о быстро меняющемся положении дел. В докладах указывается, что крупнейшие космические игроки модернизировали свои военные возможности, в том числе технологии по уничтожению спутников и системы блокировки сбора и передачи данных.

Исследователи SWF и CSIS предупреждают, что многие из этих технологий, если они будут внедрены, могут привести к гонке вооружений и даже вызвать столкновение в космосе. По словам Видена, соредактора отчета SWF, взрыв одного спутника рассеет мусор по всей атмосфере, создаст препятствия для других космических кораблей и поставит под угрозу доступность космоса для всех.

«Это два лучших доклада, на которые стоит обратить внимание, чтобы понять, что происходит в космическом сообществе» — отметил Дэвид Бурбач, эксперт по вопросам национальной безопасности в Военно-морском колледже США в Ньюпорте, штат Род-Айленд, который не принимал участие в новом исследовании.

Сегодня, добавил Бурбач, мир сильно отличается от времён холодной войны, когда доступ к космосу был, по существу, поделен между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Космические программы в настоящее время есть во многих странах, в том числе у Индии, Ирана, Северной Кореи, Франции, Японии и Израиля.

Несмотря на это расширение и массив нового космического оружия, соответствующие политические и регулирующие органы действуют на прежнем уровне. «В международном сообществе нет никаких правил и регулирующих органов, нас это беспокоит» — отметил Даниэль Поррас, научный сотрудник Института ООН по исследованию проблем разоружения в Женеве.

В новых отчетах используются открытые и закрытые ранее данные по ряду видов космического оружия (примечательно, что в отчет CSIS не включены американские вооружения). Каждая нация обладает уникальными технологиями. Например, Индия вложила значительные средства в космическую инфраструктуру и потенциал, а космическая деятельность Японии после Второй мировой войны была ограничена до недавнего изменения ее конституции. По словам Ведена, о космической программе Израиля известно мало.

Потенциальные ракетные удары по военным спутникам «имеют тенденцию привлекать наибольшее внимание, но это еще не все, что мы видим в мире» — сказал Тодд Харрисон, директор Проекта по аэрокосмической безопасности в CSIS и основной автор доклада в ходе заявления 6 апреля.

Например, тысячи спутников кружат на низкой околоземной орбите ниже высоты 1200 миль, потенциально могут получить сопутствующий ущерб. Более половины этих спутников из США, другие принадлежат Китаю и России. Эти аппараты предоставляют ключевые услуги, такие как доступ в Интернет, GPS, междугородняя связь и информация о погоде. Любая ракета, которая врежется в спутник — либо в ходе атаки, либо во время испытания – приведёт к рассеиванию тысячи обломков. Любая из этих частей, все еще летящая на орбитальных скоростях, может уничтожить другой космический объект и создать еще больше мусора.

«Космос очень легко замусорить» — подчёркивает Бурбах — «мусору всё равно. Он в равной степени опасен и для спутников страны-агрессора. Поэтому вряд ли державы будут бесконтрольно применять подобное оружие». Тем не менее, по словам специалиста, «тревожно видеть, как страны хвастаются своими возможностями в данной области».

Когда в 2007 году Китай провел испытание противоспутниковой ракеты, он создал огромное облако космического мусора, которое вызвало международное осуждение. Индийские инженеры пытались ограничить разлёт обломков в ходе своего недавнего испытания, проводя его на малой высоте, чтобы сила тяжести Земли притянула осколки, и они сгорели в плотных слоях атмосферы. Но некоторые части всё же попали на орбиту Международной космической станции. Обошлось без столкновений, однако по состоянию на февраль этого года 15 обломков продолжали летать вокруг станции.

Ряд стран разрабатывают новые военные технологии для космоса. Франция, например, работает над лазерными лучами, которые могут «ослепить» спутник другой страны, не позволяя ему снимать засекреченные цели. Северная Корея изучает способы подавления радиочастотных сигналов, посылаемых на спутник или с него, а Иран разрабатывает кибератаки, которые могут создавать помехи для спутниковых систем. Между тем, согласно отчету SWF, три крупных космических тяжеловеса — США, Россия и Китай — уже способны использовать все три подобных подхода.

Большая тройка также начала осваивать то, что в докладах обозначается как «операции сближения», которые включают использование спутников в качестве устройств наблюдения или оружия. Спутник может маневрировать в радиусе нескольких миль от от аппарата противника, делать фотографии оборудования и передавать изображения на Землю. Или же может подойти к другому объекту и обезвредить его. Россия уже запустила серию специализированных спутников с подобными возможностями. Прошлой осенью, по словам генерала Джона «Джея» Рэймонда, руководителя космических операций космических сил США, один подкрался к американскому спутнику-шпиону, генерал назвал это «потенциально угрожающим поведением».

Пока что существует относительно немного международных норм относительно того, что разрешено в современном космическом пространстве, а что нет. В отчете SWF отмечается, что инцидент или недоразумение может привести к эскалации напряженности, если он будет воспринят как атака.

Отсутствие правил даёт возможности странам для различных действий. В декабре 2019 года администрация Трампа обозначила своё намерение укрепить космическое вооружение Соединенных Штатов и защитить свои объекты от возможных атак России и Китая путем преобразования космического командования ВВС в Космические силы США. Этот сдвиг «привел к тому, что на космической области сделан оперативный акцент» — отмечает подполковник Кристина Хоггатт, представитель космических сил, в своем заявлении для Undark. С помощью этих сил Министерство обороны стремится «усилить сдерживание» и улучшить возможности для «защиты наших жизненно важных ресурсов в космосе». Этот акцент скорее всего означает, что военные США будут сосредоточены на том, чтобы сделать спутники более устойчивыми к атакам, а не разрабатывать наступательные вооружения.

По сравнению с США, у небольших космических держав меньше спутников и, следовательно, меньше потениальных потерь, отметил Поррас. Он утверждает, что напряженные региональные конфликты могут быть особенно непредсказуемыми. Например, если лидеры Северной Кореи окажутся в противостоянии с Южной Кореей и США, они могут запустить и взорвать ядерное оружие в космосе; его опасное излучение приведёт к отключению большинства спутников.

США и другие международные группы, включая SWF и Институт космического пространства работают над тем, чтобы избежать подобных сценариев. Веден отметил, что до тех пор, пока страны не запускают разрушительное космическое оружие рядом с космическими кораблями других стран, не проводят открыто провокационные испытания или не отключают критические спутники, мирная космическая деятельность должна продолжаться. На данный момент страны испытывали ракеты только на своих спутниках.

Существующие международные правила не регулируют полноценно военные технологии в космосе. Хотя эти правила, включая Договор о частичном запрещении ядерных испытаний 1963 года и Договор ООН по космосу 1967 года, запрещают размещение оружие массового уничтожения в космосе, они явно не ограничивают другие виды вооружений или их испытаний.

Оригинал: The Atlantic

НОВАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ГОНКА В РАЗГАРЕ. К ЧЕМУ ОНА МОЖЕТ ПРИВЕСТИ?