ИНТЕРЕСНЫЙ ВЫ ЧЕЛОВЕК (IV)

Эх, насыщенный год выдался! Едва дотерпели до экватора, а уже хочется навсегда покинуть чат. Но у белорусов все самое интересное впереди. Шестые президентские выборы проходят неспокойно и с огоньком, поэтому к решающему дню важно подойти с трезвым взглядом и ясным умом. В качестве примера непоколебимого политического имхо к нам спешит Александр Зимовский – медиаконсультант, бывший босс БТ (2005 – 2010 гг.) и главное лицо белорусской ТВ-пропаганды «нулевых». Маэстро объяснил, почему не считает эти выборы уникальными и ожидает предсказуемый финиш, поделился методичкой начинающего пропагандиста и вспомнил, как шутил за обедом с Лукашенко.

СМИ и власть

— В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕМИРОВОЙ ПРАКТИКИ, НАСКОЛЬКО ЖЕСТКО БЕЛОРУССКАЯ ВЛАСТЬ РЕГУЛИРУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМИ?

— Регулирует так же, как и везде: у нас есть закон «О СМИ» и уголовное вложение. Дело не в том, насколько жесткое законодательство, а в том, насколько истерична реакция СМИ на применение этого законодательства. Если в каких-то цивилизованных странах СМИ получает замечание от регулятора, оно идет в суд. У нас если СМИ получает замечание от министерства информации, оно начинает публично визжать: «Нас щемят!».

Я не вижу никакой жесткости. С перемещением печатных газет в сеть вся жесткость исчезла. Раньше можно было хоть тираж конфисковать, а сейчас потребует министерство удалить материал – его удалят, но в кэше все равно останется.

— ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМ ПАРУ ПРИМЕРОВ. В НАЧАЛЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КАМПАНИИ ОНЛАЙН-МЕДИА ВРОДЕ ONLINER И TUT.BY ПРОВОДИЛИ ИНТЕРНЕТ-ОПРОСЫ О ТОМ, ЗА КОГО БЫ ИЗ КАНДИДАТОВ СЕЙЧАС ПРОГОЛОСОВАЛИ. РЕЗУЛЬТАТЫ ОКАЗАЛИСЬ НЕ В ПОЛЬЗУ САМОГО ВЛИЯТЕЛЬНОГО И ОПЫТНОГО ПОЛИТИКА БЕЛАРУСИ. ПОСЛЕ ЭТОГО СО СМИ ПРОВЕЛИ РАЗЪЯСНИТЕЛЬНУЮ БЕСЕДУ И ОБЪЯСНИЛИ, ЧТО ТАК ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ, ТАК КАК ЭТО СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС.

— Это подмигивание, а не объяснение. Закон четко определяет, что является социологическим опросом, а что нет. Поэтому никто не доказал редакторам СМИ, что они проводят реальные социологические вопросы. Но они поняли, что в это дело лучше не лезть по вышеизложенным причинам, и не стали проводить опросы. Но опять-таки это не имеет электорального смысла, поэтому действия властей представляются мне избыточными.

— ВТОРОЙ КЕЙС. В ФИНАЛЬНЫЙ ДЕНЬ СБОРА ПОДПИСЕЙ В КАКОЙ-ТО МОМЕНТ ЛЮДЕЙ НА УЛИЦЕ НАЧАЛИ ЗАДЕРЖИВАТЬ, И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРЕССЫ ЗАПАКОВАЛИ ВМЕСТЕ СО ВСЕМИ, ХОТЯ ОНИ БЫЛИ С БЕЙДЖАМИ. ЗАЧЕМ СМИ ТРОГАТЬ?

— С точки зрения правоохранительных органов совершенно никакого значения не имеет, снимает человек с бейджем или без. Он видит угрозу уже в самом факте этого действия. Человек с камерой – это враг правоохранителя. Почему их стали после стримов забирать? Опять-таки кто-то увидел в этих стримах угрозу – пошел, доложил.

«Мы можем быть независимы настолько, насколько хватит денег»

— НА ФОНЕ ЖЕСТКИХ ЗАДЕРЖАНИЙ МИРНЫХ ГРАЖДАН В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ РАЗРАЗИЛИСЬ КРИТИКОЙ ДАЖЕ СОТРУДНИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ. ЭТО ФЕНОМЕН ИЛИ ВЫ СТАЛКИВАЛИСЬ С ПОДОБНЫМ РАНЬШЕ?

— Я с таким не сталкивался. Если они высказываются в социальных сетях, а не в эфире – это их личное дело. Но у профессионального журналиста нет иммунитета от участия в политике. Даже если он занят в развлекательном сегменте.

Принимая новых сотрудников на работу в БТ, я никогда не требовал подписывать никакой лист лояльности и не задавал вопросов об их политических взглядах, потому что на тот момент гораздо острее была грань между оппозиционной и государственной повесткой. Человек с оппозиционными взглядами просто не пришел бы устраиваться на работу в БТ. Но если бы кто-то из моих сотрудников решился на публичную критику, я бы предложил этому человеку принять самостоятельное решение о разрыве отношений с компанией. Зачем же человек будет себя ломать, лицемерить, если у него другие взгляды? Он и сам должен был догадаться прийти ко мне с такой просьбой.

— МОЖЕТ ЛИ В КАКОЙ-ТО ГАЛАКТИКЕ ИЛИ ХОТЯ БЫ БЕЛАРУСИ СУЩЕСТВОВАТЬ НЕЗАВИСИМОЕ СМИ?

— Да, может. Это в принципе не очень сложно, если этому СМИ плевать на его доходность, монетизацию и так далее. Мы можем быть независимы настолько, насколько хватит денег. Как только мы захотим зарабатывать больше, нам придется подстраиваться либо под запросы спонсоров, либо под интересы аудитории.

— ВОЗМОЖНО ЛИ В БЕЛАРУСИ МЕДИА ФОРМАТА «ЭХА МОСКВЫ», ГДЕ УЧРЕДИТЕЛЬ – ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГАЗПРОМ, А КОНТЕНТ ПРИ ЭТОМ БЛИЗКИЙ К ОППОЗИЦИОННОМУ?

— Такая идея носилась в воздухе на рубеже нулевых, но ее не поддержали. Посчитали, что издержки от появления на белорусском медийном просторе своего «Эха» превысят репутационные плюсы.

Напоследок

— ВЫ СКУЧАЕТЕ ПО РАБОТЕ НА ТВ? ВОКРУГ СТОЛЬКО ВСЕГО ПРОИСХОДИТ, А ВЫ НЕ НА ПЕРЕДОВОЙ.

— Нет, я не скучаю по телевидению. Этот этап остался давно в прошлом, какая может быть скука десять лет спустя? Это мне просто не интересно. Я с уважением отношусь к моим знакомым, которые там остались, но если и скучаю по ним, то только как по своим друзьям.

— А ВЫ НЕ ДУМАЛИ СНОВА ВЕРНУТЬСЯ В КАДР И ЗАВЕСТИ СВОЙ ЮТУБ-КАНАЛ, НАПРИМЕР?

— Нет, ведь этим всем занимаются ради денег. Как только ты становишься видеоблогером, инстаграмером, тиктокером, прости господи, ты погружаешься в болото монетизации: не просто лайки собираешь, но и думаешь, как бы копеечку срубить. Проект, заточенный на получение статуса в соцсети, инфлюенсера, всегда имеет в основе коммерцию. А мне это не нужно по одной простой причине – консалтинговый бизнес меня вполне достаточно обеспечивает, да и я не хочу быть рабом своего собственного ресурса. Я хочу, чтобы мне это доставляло удовольствие.

Интервью для проекта ИНТЕРЕСНЫЕ ЛЮДИ