ИНТЕРЕСНЫЙ ВЫ ЧЕЛОВЕК (III)

Эх, насыщенный год выдался! Едва дотерпели до экватора, а уже хочется навсегда покинуть чат. Но у белорусов все самое интересное впереди. Шестые президентские выборы проходят неспокойно и с огоньком, поэтому к решающему дню важно подойти с трезвым взглядом и ясным умом. В качестве примера непоколебимого политического имхо к нам спешит Александр Зимовский – медиаконсультант, бывший босс БТ (2005 – 2010 гг.) и главное лицо белорусской ТВ-пропаганды «нулевых». Маэстро объяснил, почему не считает эти выборы уникальными и ожидает предсказуемый финиш, поделился методичкой начинающего пропагандиста и вспомнил, как шутил за обедом с Лукашенко.

Выборы 2020

— В ЧЕМ УНИКАЛЬНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ГОНКИ 2020?

— Уникальности нет, это самые обычные президентские выборы. Начиная с 2001 года, это каждый раз крестовый поход дилетантов, за исключением одного профессионала. Что мы имеем: люди без какого-либо партийно-политического и идеологического бэкграунда, который можно продать избирателю, объявляют о своем намерении баллотироваться в президенты Республики Беларусь. Они хотят научить белорусов жить по-новому, говорят об этом открыто. А Лукашенко говорит, мол, давайте жить по-старому, не первый же год вместе, будем потихоньку что-то менять. И вот эта коллизия на выборах продолжалась все последние годы, кроме 1994-го – там была иная совершенно ситуация, так как президент избирался впервые. Далее же ситуация каждый раз повторялась, и в этом смысле выборы 2020 не исключение.

Уникальным может быть то, что раньше такие крупные представители белорусской элиты, как Валерий Цепкало и Виктор Бабарико, не бросали вызов президенту. Это не те нищие оппозиционеры, у которых кроме чека на грант и ржавых жигулей нет ничего. Но опять же, даже у таких солидных людей нет политического бэкграунда.

— ПОЧЕМУ В ЭТОТ РАЗ ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ ВЫЗЫВАЮТ ТАКОЙ АЖИОТАЖ? ПОЧЕМУ НАЧАЛАСЬ ПОЛИТИЗАЦИЯ НЕПОЛИТИЗИРОВАННЫХ?

— Это все результат тоски. Люди соскучились, как и газетчики. Никто не хотел подписываться за «змагаров» и бчбшников. Во-первых, потому что они по жизни проигравшие. Никакого позитива не достигшие за все время, они не являлись для широкой публики образцами успеха. А тут сразу два солидных кандидата – да еще каких! Надо пойти и поддержать… Это хэппенинг такой, продолжение фиги в кармане.

— ВЫ ДО СИХ ПОР НЕ УПОМИНАЛИ БЛОГЕРА ТИХАНОВСКОГО, ХОТЯ ОН ДОБАВИЛ НЕМАЛО ШУМА В ЭТУ КАМПАНИЮ.

— Не упоминаю, потому что он не баллотируется. К тому же, не является подтверждением моего тезиса о том, что интерес к выборам и к персонажам является результатом хайпа. Потому что господин Тихановский – успешный ютубер с шестизначной аудиторией. Имея такую аудиторию, такой интерес публики, его должны были из следственного изолятора в тот же день на руках вынести и усыпать ему дорогу цветами, а милиция – раскатить перед ним дорожку, чтобы он нормально так, красиво шел. Но ничего этого не случилось: люди, которые слали ему воздушные поцелуи, ставили лайки, писали «давай еще!» – они все разбежались. Сколько его жена подписей собрала? Там даже не половина его аудитории на ютубе (ЦИК принял у Светланы Тихановской 105 тыс. подписей, на ютуб-канале «Страна для жизни» 243 тыс. подписчиков – ИЛ). Вот о чем я и говорю: интерес к сетевой политике не конвертируется в реальную политику, это разные вещи.

— ВЫ ГОВОРИТЕ БЫЛО СКУЧНО, СТАЛО ВЕСЕЛО – ОТСЮДА И АЖИОТАЖ. НО ЕСТЬ ЕЩЕ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ВЕРСИЯ – У ЛЮДЕЙ НАКИПЕЛО. ТОТ ЖЕ ТИХАНОВСКИЙ, РАЗЪЕЗЖАЯ ПО БЕЛАРУСИ, СОБИРАЛ ВОКРУГ МАССУ ЖЕЛАЮЩИХ ВЫСКАЗАТЬСЯ О НАБОЛЕВШЕМ.

— Согласен. Но, поверьте, если бы в какой-то микрорайон приехал Лукашенко, он получил бы те же вопросы: тут крыша прохудилась, там навоз не вывозят, тут воду отключили на месяц вместо двух недель. Тихановский делал реальное дело – он выносил проблемы этих людей в публичное поле. То, что не показали бы репортеры, сопровождающие Лукашенко, бригада Тихановского оперативно фиксировала. И люди были ему за это благодарны: «Вось, нас никто не слухае, а Серега приехал и все сделал». Тихановский, как продвинутый человек, стал осознанно канализировать общественные настроения, связанные с мелкими бытовыми недовольствами. Людям надоело, что у них нет воды, не говорят всю правду про коронавирус. Он это грамотно использовал. Ему хорошие карты сдали – почему бы и не попользоваться?

Тихановский – это порождение белорусской бюрократии, ее наплевательского отношения к людям. Бывают закостенелые структуры, но вы же не забывайте, что вы плоть от плоти.

— СИТУАЦИЯ С КОРОНАВИРУСОМ И ПОЛИТИКА ВЛАСТЕЙ В ЭТОМ ПЛАНЕ ТОЖЕ СЫГРАЛА СВОЮ РОЛЬ?

— Я скажу очень коротко: мне ничего неизвестно о политике властей по борьбе с коронавирусом. Может, она ведется с какой-то стороны, но я ее не увидел. В России ее многие видели и даже клали в карман. Я считаю, что в какой-то момент существования пандемии на территории Беларуси власть обманула ожидания людей по одной простой причине – она не дала ни одной копейки. Было бы принято хотя бы декларативное, с оговорками, решение всем взрослым людям выплатить по минималке – и министрам, и дворникам – один раз «для поддержки штанов», оно было бы принято с пониманием. Вся остальная тема с коронавирусом ушла бы в небытие, потому что «власть нам что-то дала». «Минималка» – это фигура речи, я говорю о публичном жесте.

Хотя для сильной и процветающей страны эти деньги – копейки. Когда тебе домой на почту приходит чек с подписью «Дональд Трамп» и там $1,200 – это же лучше любой листовки! Ну так прислали бы такой же с подписью «А. Лукашенко» – и там 300 рублей. Это готовый избирательный бюллетень!

— НАЧАЛО ПРЕДВЫБОРНОЙ ГОНКИ ВЫДАЛОСЬ БОЛЕЕ ЧЕМ НАСЫЩЕННЫМ: ТИХАНОВСКИЙ И БАБАРИКО АРЕСТОВАНЫ, У ЦЕПКАЛО ЦИК ПРИНИМАЕТ МЕНЬШЕ ВСЕХ ПОДПИСЕЙ, МИРНЫЕ «ЦЕПИ СОЛИДАРНОСТИ» ЗАКОНЧИЛИСЬ УПАКОВКОЙ СЛУЧАЙНЫХ ПРОХОЖИХ, НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКУЮ КРАМУ SYMBAL.BY ВЫНУДИЛИ ЗАКРЫТЬСЯ, БЛОГЕРОВ АРЕСТОВЫВАЮТ ИЛИ ПРОВОДЯТ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ. ВСЕ ЭТО ПРОИЗОШЛО ЕЩЕ ДО РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТОВ. ТАК ЖЕСТКО И ТАК РАНО – ТАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВЛАСТИ О ЧЕМ-ТО ГОВОРИТ?

— Когда нет пропаганды, приходится ломать/убеждать силой. Это совершенно обычное поведение властей накануне выборов при наличии кандидатов, которых власть расценивает как угрозу. Возможно, сам Лукашенко не боится, пусть баллотируются. Но есть люди, которые приносят ему бумаги и намеренно пугают его, рассказывая страшилки про кандидатов. Так они демонстрируют свою полезность. Когда ты приходишь к какому-то результату, ты должен с людьми, которые тебе помогли, поделиться, отблагодарить. Сейчас кормовая база сузилась и им надо делить материально-денежные ресурсы, резко сократившиеся в объёмах, а пряников сладких всегда не хватает на всех. Поэтому люди стараются. Всегда надо смотреть, за кем числятся те или иные задержанные, по какому ведомству идет Тихановский, Бабарико, кто «хлопает» блогеров в телеграме. Это либо чекисты, либо милиционеры, либо прокуроры, либо сотрудники следственного комитета. Кто претенденту подсказывает эти решения и таким образом снабжает информацией, чтобы принимал решения в нужном направлении? Он же ведь в режиме эхо-камеры работает, он сам это транслирует, потом к этому возвращается.

— ИЗ ИНТЕРНЕТА В НАРОД БОДРО УШЕЛ МЕМ «САША 3%». КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ТАКАЯ ОЦЕНКА РЕЙТИНГА ДАЛЕКА ОТ ИСТИНЫ?

— Я не берусь оценивать его реальный рейтинг, потому что не вовлечен в процессы. Скажу так: последние несколько лет президент занимался ликвидацией своего электората. Он принимал решения против людей, которые раньше его поддерживали. Самый яркий пример – повышение пенсионного возраста. Это вырубило у него под миллион избирателей. Второе – последовательное сокращение крестьянского сословия. Когда он начинал президентскую карьеру, сельского электората было почти половина. Белорусский рабочий класс, который сделал ему кассу в 1994 году, сейчас практически вырублен, трудовые коллективы находятся в плохом состоянии. Как электорат для Лукашенко они массово потеряны, просто в силу физического снижения численности.

Лукашенко до сих пор оставался президентом, потому что никого другого белорусы не хотели видеть президентом. А если и хотели, то ничего для этого не делали. И я полагаю, что нынешняя ситуация точно так же и закончится. Ведь устойчивость политического деятеля в его электоральном цикле зависит только от того, насколько люди хотят его сменить. Причиной может быть усталость электората, это довольно распространенная реакция, и это было в 2016 году в США: электорат устал от демократа – Трамп победил.

На сегодняшний день у меня нет никакой уверенности в том, что в Беларуси созрела критическая масса для того, чтобы люди возжелали нового президента. Я бы на это не поставил.

— ПОЧЕМУ ТОТ КЛАСС ОППОЗИЦИИ, КОТОРЫЙ РАНЕЕ БЫЛ ОЧЕНЬ АКТИВЕН В ПРЕДВЫБОРНЫХ КАМПАНИЯХ, УСЛОВНО НАЗОВЕМ ИХ «ЗМАГАРЫ», ОКАЗАЛСЯ НЕ У ДЕЛ В ЭТОТ РАЗ?

— В последние годы они сами себя запятнали постоянным соглашательством с «рэжымам». Белорусская оппозиция закончилась тогда, когда был снят с повестки лозунг «Лукашенко – геть!» Как только от цели свержения режима отказались, белорусская националистическая оппозиция кончилась. Я не знаю, почему это случилось. Они стали видеть в Лукашенко своего нового лидера? Конечно, зачем демонстрировать свои националистические настроения, если президент круче нас националист. Я допускаю, что такие мысли среди старой белорусской оппозиции ходили. И люди из разряда «Толькi Зянон!» этого не поняли: они двадцать лет точили ножи и вилы, чтобы прийти и повесить бело-красный-белый флаг и кого-нибудь еще рядом с флагом. А тут им говорят – все, не надо, отстаньте. Это предательство интересов в чистом виде. А предательства даже такой тупо националистический электорат не прощает. В итоге этих людей маргинализировали до такой степени, что их собственные лидеры отказались с ними идти в одних колоннах.

Интервью для проекта ИНТЕРЕСНЫЕ ЛЮДИ

(ПОСЛЕДУЕТ)