НОВЕЙШИЕ ЗАПИСКИ О КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ

В России тема сноса памятников на волне требований национальных меньшинств о признании некой вины русских за «геноцид» становится все более актуальной. Речь о довольно скандальной ситуации с «Монументом подвигу русских солдат» в память о Кавказской войне (1817−1864 г. г.) в Адлере.

— Стоит особо подчеркнуть, что сам по себе ныне снесенный постамент с памятным знаком «Укрепление «Святого духа» из розового туфа с бронзовой схемой военного укрепления не содержал никакого упоминания о подвиге русского солдата в Кавказскую войну. Иное — уже горячечные фантазии многонациональных активистов и журналистов, — считает политолог и историк Александр Зимовский.

В архивах я разыскал рапорт командира Отдельного Кавказского корпуса барона Розена военному министру Империи графу Чернышеву. О закладке укрепления в нынешнем Адлере в документе сказано следующее:

«12-го іюня 1837 г. начата, по утвержденному мной плану, трассировка крѣпости на очищенномъ отъ лѣса мѣстѣ. Проходившая издали, впереди цѣпи, партія горцевъ, начинала перестрѣлку безъ всякой для насъ потери <…> 17-го числа кончена разбивка и трассировка укрѣпленія. 18-го іюня по совершеніи молебствія въ присутствіи войскъ дѣйствующаго отряда и части флотскихъ экипажей я заложилъ, съ приличной сему случаю церемоніей, укрѣпленіе, наименовавъ оное укрѣпленіе Св. Духа, въ память дня, въ который сдѣланъ мною десантъ на мысъ Адлеръ».

Сочинские энтузиасты идейной борьбы за памятные знаки вполне могли назвать свой проект: «В память основания Адлерского внутригородского района г. Сочи». В этом случае, реагируя на вопросы активистов-многонационалистов, власти Сочи получали право всех послать… Ну, хотя бы в библиотеку, для изучения архивов.

В свою очередь, вовремя произнесенную фразу «проблемы индейцев шерифа не волнуют» общественность могла принять если и без энтузиазма, то с пониманием. Но что выросло — то выросло.

С историко-этнографической точки зрения возмущение нынешних сочинско-адлерских активистов совершенно неуместно. По той простой причине, что земля, где стоит Адлер, никогда предкам этих активистов не принадлежала. Вокруг русского укрепления Св. Духа на момент закладки обитало дикое, но симпатичное племя джигетов числом в 5000 саклей (20 000 человек обоего полу, включая стариков, младенцев и рабов). Оно управлялось военной аристократией, воевало со всеми окрестными соседями, включая нынешних черкесов, и практиковало рабовладение в самых широких масштабах.

Собственно, из-за рабовладения джигеты и перебрались из Российской империи в Османскую. Потому что «большой белый вождь» в Петербурге рабовладение запрещал и за это дело преследовал. А вот султан константинопольский вообще не замечал такой формы зависимости, как рабство. Джигеты уехали — русские остались.

Казалось бы, причём здесь нынешние активисты? Но мы же с вами понимаем, что дело не в фортеции, а в амбиции. С одной стороны — у нас вроде как «бремя белых» и хруст французской булки. С другой стороны — граждане, тоскующие по торжеству готтентотской морали и умыканию невест, поскольку «это старинный, красивый обычай».

Любой вопрос такого рода имеет два пути решения. Первый — пролить реки крови. Второй — развести моря чернил. Второй вариант мне представляется предпочтительней.

КОММЕНТАРИЙ ПОРТАЛУ «СВОБОДНАЯ ПРЕССА»