Наконец войско Борисово встретилось с Димитриевым в конце января 1605 года при Новгороде (Северском); главный вождь Димитриевой рати, воевода Сендомирский, надеясь на верный успех и ожидая, что враги передадутся царевичу, дерзко устремился в средину Русских, верных Борису и единодушных; но после кратковременной битвы, окруженный со всех сторон многочисленным неприятелем, был разбит наголову и обратился в бегство; потом собрав толпы, спасшиеся от поражения, ушел в Кармоговию и Путивль, а оттуда в Польшу.Димитрий, оставшись с малочисленною дружиною, нашел убежище в пограничной крепости Рыльске; там все его оставили, но сам себе он не изменил. Были при нем два богослова, из ордена бернардинов: их водил с собою Димитрий, чтобы казаться набожным и благочестивым; утомленные воинскими трудами и беспокойными походами, они спешили удалиться восвояси; но два другие монаха, братья езуиты Николай Сераковский и Андрей Лович, виновники похода, были постояннее: ободряли врожденное мужество его беспрестанными увещаниями, и собственным примером побуждали его к довершению начатого дела.
Димитрий находил, по словам его, сильнейшую опору в своей совести: обыкновенно пред началом битвы, он молился усердно, так, чтобы все его слышали, и воздев руки, обратив глаза к небу, восклицал: “Боже правосудный! порази, сокруши меня громом небесным, если обнажаю меч неправедно, своекорыстно, нечестиво; но пощади кровь христианскую! Ты зришь мою невинность: пособи мне в деле правом! Ты же, царица небесная! будь покровом мне и моему воинству!” Если действительно так было и если этот человек, зная ложь своих речей, не боялся обманывать с такою уверенностию: ему надлежало быть самым бесстыдным плутом; если же он, поверив молве неосновательной, действительно считал себя царевичем: нельзя не подивиться, как жестоко играла им судьба, в урок смертным: приласкала его, обрадовала престолом и низринула в бездну.
Уже часть войска Борисова подступила к Рыльску; там расположился Димитрий с своим отрядом на высоком холме, откуда мог повелевать обширною равниною; в начале марта произошло кровопролитное сражение, в котором участвовала одна конница; победа, по удивительной игре счастия, увенчала побежденных: при первом натиске на врага, несравненно сильнейшего, Поляки тысячу человек побили, двести взяли в плен, а остальных обратили в бегство. Удар был так стремителен, что бегущие всадники Борисовы разорвали ряды своей пехоты и оставили ее в жертву неприятелю. Победоносный Димитрий с великою добычею возвратился в Путивль. При первом известии об этом событии, пять окрестных городов с их округами покорились Димитрию, из ненависти ли к прежнему государю, или из одного желания перемен, неизвестно; в одной из крепостей, в Белгороде, победитель нашел 150 больших орудий, а воеводы их выданы ему, как пленники. Чрез несколько дней присягнули ему Елец и Лихвин, где схватили знаменитого чародея Гинска Отиопела. Вскоре покорилось ему обширное княжество Северское с восемью крепостями.
Рассказывают, что Димитрий очень благоразумно пользовался столь неожиданным успехом: более всего заботился о вспомоществовании Кромам, окруженным неприятельским войском; но узнав из перехваченных писем, что осажденные имеют средства к упорному сопротивлению, переменил свое намерение, не считая нужным отваживаться на битву сомнительную, которая могла бы лишить его плодов победы.
Между тем, как он спокойно ждал в Путивле, чем кончится его дело, Борис расставлял ему разные сети, обещая подданным забыть прошедшее и щедро наградить их, если выдадут ему Димитрия живым или мертвым. К тому присовокупил самое опасное для Димитрия средство, грамоту архипопа, — так называют Pyccкиe патриарха, —который отлучил всех приверженцев его от церкви. Димитрий, узнав от пленников о кове Борисовом и удостоверившись в том письмами, найденными в их сапогах, не только оставил виновников без всякого наказания, но простил их и вручил им к архипопу очень ласковое письмо, которым увещевал святителя не забывать своей обязанности и не вмешивать религию в дело неправое. Говорят, что он писал и к Борису, советовал ему одуматься и оставить престол, неправильно присвоенный, дозволяя избрать монастырь, какой ему понравится, с очень выгодными условиями для него и семейства его. Борис отверг предложение с негодованием.
МОСКОВСКАЯ ТРАГЕДИЯ, ИЛИ РАССКАЗ О ЖИЗНИ И СМЕРТИ ДИМИТРИЯ
(последует)