Положено — ешь, не положено — не ешь

У нас состоялся увлекательный и квалифицированный диалог с каналом БелоРусский Диалог Кстати, упомянуты сразу все белорусские тяжеловесы. Сразу все трое. И даже один Солнцеподобный. Велкам ту зе клаб, как говорят у них.

На Ваш взгляд, имеют ли какой-либо шанс кандидаты Виктор Бабарико и Валерий Цепкало попасть в избирательный бюллетень? Насколько они самостоятельные фигуры?

И Виктор Дмитриевич Бабарико, и Валерий Вильямович Цепкало являются настолько самостоятельными фигурами, насколько не доказано обратное. На момент нашей беседы никто документированных фактов об их “марионеточности” не предъявил.
Попасть в избирательный бюллетень — не такой уж великий труд. Обычно сбором подписей для совсем уж пропащих кандидатов занимается сам Лукашенко, во всяком случае, в десятом году, как сейчас помню, именно так и было. Он, собственно, и не скрывал: “Я вынужден был недавно обратиться к народу и попросить: «Подпишитесь за них». Пусть они участвуют в президентской кампании. ≺…> Всех кандидатов зарегистрировали, закрыв глаза на грехи и нарушения”. Так что в этом отношении я спокоен за большинство людей, чьи инициативные группы прошли регистрацию.

Существуют на данном историческом этапе легальные возможности смены главы белорусского государства через выборы? Как долго такая ситуация будет продолжаться?

Легальная возможность смены главы государства существует в Беларуси с 15 марта 1994 года, она прописана в Конституции, статьи 80 и 81. Для смены власти — sapienti sat. Пока эти статьи действуют, ситуация будет продолжаться. 

Можно ли ожидать, что Кремль в очередной раз сделает ставку на А. Лукашенко и признает результат президентских выборов в Беларуси?

Кремль никогда не делал ставку на Лукашенко. Сама мысль об этом оскорбительна и для Лукашенко, и для Кремля. Кремль делал ставку на то, что белорусы выберут Лукашенко. Отсюда все эти триллиарды дотаций, субсидий и межгосударственного спонсорства, которыми мы (белорусы и русские) так любим тыкать друг другу в лицо. Россия оплачивает лояльность белорусов президенту Лукашенко, но Россия никогда не платила лично Лукашенке за его личную лояльность Ельцину, Путину, Медведеву, и снова Путину. Я обязан сказать, что белорусы Кремль не подводили никогда. Что касается второй части вопроса, то никакие выборы не нуждаются во внешней легитимации. Во внешней легитимации нуждается только платежеспособность режима по внешним финансовым обязательствам; это любому суверенному вождю Мудиз с Фичами ласково, но твёрдо объясняют каждый день. Иначе сколько ни клянчи по заграницам — никто полушки не даст.

В прошлом году А. Лукашенко анонсировал изменения в Конституцию. На Ваш взгляд, когда их стоит ожидать и какие могут быть изменения?

Для наших/ваших читателей, если кто-то из них не знал, а потом ещё и забыл, я напомню: сегодня в Беларуси действует Конституция 1994 года, за которую голосовали 266 депутатов ВС РБ XII созыва, кроме фракции БНФ, я это сам видел. В эту Конституцию в 1996 году и в 2004 году внесли изменения, принятые на соответствующих республиканских референдумах. Так что белорусам не привыкать править Конституцию. Бенефициаром изменений в любую конституцию всегда является инициатор внесения поправок. Но сами изменения никакого практического значения не имеют. Вопрос не в изменениях, а в конституционной правоприменительной практике. Это как в байке про пайку. Показывает з/к вертухаю пустую миску и говорит: 
— Начальник, мне мясо положено. 
— Положено — ешь! (вертухай ему отвечает) 
— Так, а оно ж не положено!
— Не положено — не ешь!

В нашем случае скорость внесения изменений будет зависеть от того, как пройдёт передача власти от действующего президента Беларуси к вновь избранному — с дракой или без драки. Да и всё равно, Нурсултан Абишевич Елбасы-Назарбаев сменил две конституции, а ныне действующую правил раза четыре. Кончилось всё это палатой в элитном доме престарелых, арестами близких родственников и полным отъёмом у родни первого человека в Казахстане всего, что было нажито честным, непосильным трудом. И что ты там ни пиши в конституции, конец один: власть не отдают — власть теряют. А так-то да, менять можно. Контора пишет, как говорил один гроссмейстер (большой мастер) сравнительно честных комбинаций.

Интервью телеграм-каналу «БелоРусский Диалог»