Ведьмак, да не так

У “Ведьмака” есть все, что нужно для очередного успеха Netflix: популярный исходник, массированная маркетинговая кампания, хорошо принятая актёрская игра Генри Кавилла и культовый мем в форме хита «Ведьмаку заплатите чеканной монетой”. И все же, хотя сериал, бесспорно, популярен, не похоже, что «Ведьмак» станет «обязательным к просмотру» телезрелищем, как другие недавние хиты, такие как “Мандалорец” на Disney + или “Хранители” на HBO.

По крайней мере, должна быть причина, по которой Netflix выпустила “Ведьмака”, что называется, на одном дыхании (как это было почти со всеми проектами этого стримингового сервиса) вместо традиционного формата с показом последующих эпизодов с недельным лагом.

Считается, что еженедельный выход эпизодов имеет множество преимуществ для фанатов:

здесь и продолжающиеся в последующие дни до выхода новой серии целенаправленные обсуждения;
и возможность переваривать и анализировать уже показанные события;
и более удобный для зрителей вариант выбора времени для просмотра.

Зарядив все эпизоды первого сезона “Ведьмака” подряд, Netflix жертвует еженедельными фанатскими дискуссиями вокруг «Ведьмака» ради мощного всплеска зрительского интереса и популярности.

Напомню, что когда проект выходит с определенным интервалом между новыми эпизодами, данная стратегия позволяет заполнять вакуум, который всегда образуется между новыми ожиданиями зрителей и выходом на рынок продолжения истории, уже собравшей аудиторию после старта. Это дополнительное “окно” между эпизодами позволяет со временем наращивать зрительскую массу, так как все больше людей узнают о сериале, делятся мнениями и впечатлениями, и вместе со СМИ и соцсетями создают кумулятивный эффект.

Мы с вами видели, как “Мандалорец” привлекал всё возрастающее внимание публики после каждой новой гифки с Бейби Йодой, которыми баловались поклонники сериала.

Или, к примеру, свободное время между новыми эпизодами “Хранителей” занимает обсуждение всё новых теорий и версий, которые рождаются у зрителей после просмотра.

Еженедельный выход очередных эпизодов сериальных проектов также придаёт потоковому видео привычный формат телевизионных программ/телепередач, которые зрители собираются посмотреть совместно. При этом для публики сохраняется возможность реагировать на контент в реальном времени.

Такое планирование также делает менее утомительным сам просмотр шоу. Дайте зрителю что-нибудь с финальным титром “продолжение следует” и он не будет жёстко привязан к экрану, напротив, это расширит возможности его личных временных рамок.

Напротив, Netflix сбрасывает на зрителей сразу многочасовой объём свежего контента (в нашем случае, “Ведьмака”), в лучших традициях запойного телепросмотра, которыми сервис славится издавна. И успех! “Ведьмак” обставил “Мандалорца” по показателю demand expression (вовлечённость и зрительская активность).

При этом спрос на контент в случае “Ведьмака” носил взрывной характер — рост в 3,6 раза (361%) всего лишь за неделю. Как долго “Ведьмак” сможет развивать этот успех, не имея на подходе новых эпизодов, особенно на фоне обилия нового контента, предлагаемого остальными игроками рынка? Аналитики пока не идут дальше краткосрочных прогнозов.

Могу сказать одно. Рано нам ещё говорить о неэффективности традиционной стратегии Netflix «вали всё до кучи за раз”. Оригинальный контент Netflix — три сезона Stranger Things, или The Umbrella Academy, или пакет разнообразных шоу Marvel, — планируются и снимаются как цельный десятичасовой (+/-) фильм; фильм, который имеет удобные интервалы для перерывов просмотра. Так что, учитывая характер самого содержания продукции сервиса, смысл в подобном подходе к программированию смотрения есть.

Да и вообще, лишь недавно мы к этому стали привычные. А я ещё помню время, когда подход Netflix воспринимался как глоток свежего воздуха. Особенно на фоне проектов, растянутых на полгода и на 25 эпизодов, которые совсем недавно абсолютно доминировали в традиционной модели трансляции.

Стратегия Netflix избавила нас от этих излишних сложностей, вроде бы предложив привычные кинематографические рамки — весь фильм сразу. Но вот даже внятно состыкованное в единый смысловой конструкт телешоу — это всё-таки не совсем кино.

В общем, критики сейчас ведут традиционный спор тупоконечников с остроконечниками, выясняя, надо ли всё-таки было тянуть “Ведьмака” 8 недель, или не надо.

Однако, есть точка, где мнения критиков сходятся: “Ведьмак” вряд ли станет следующей “Игрой Престолов”. Резон в их прогнозах есть— возьмите See, новейший проект Apple TV Plus: вроде, всё сделали как надо, включая громадный бюджет и мощный кастинг. Даже эпизоды вбрасывали по науке, еженедельно. А всё равно сериал потерпел неудачу, не потянул. Выходит, дело не в схемах показа, или не только в них. Так частями или сразу?

Мой опыт такой: 4–2–2. По этой схеме я отсмотрел оригинальную версию “Ведьмака” на Netflix. Натурально, я человек вольный и могу начать смотреть сериал в 22.00, а закончить в начале третьего часа следующих суток. Это никак не влияет на прочие мои занятия. Но вот что я могу сказать точно — в моём возрастном сегменте 58+ никто этого ведьмака в глаза не видел. И ещё меньше читало собственно книжки Сапковского. Так что после смерти Ганди, действительно, и поговорить не с кем.

Такова их дислокация.