Евразия обладает наибольшим богатством, ресурсами и населением в мире — и всё же тут очень низкая экономическая связность. Китайско-российское партнёрство может совместно создать гравитационное притяжение, которое позволит им захватить геополитический уровень влияния, создав модель, альтернативную западно-ориентированной.
Это вызовет развитие новых глобальных стоимостных цепочек, которые захватят высокоценную активность в стратегических отраслях промышленности и на рынках энергоносителей, развивая новые транспортные коридоры через Евразию и Арктику, и создавая новые финансовые инструменты, такие как банки развития, торговую/резервную валюту, технические стандарты и торговые режимы. Сравнительное преимущество России определяется её географической протяжённостью при развитии коридора Восток-Запад, связующего Северо-Восточную Азию с Европой, и коридора Север-Юг, связывающего Индию, Иран и Россию. Москва видит себя стабилизирующим фактором в Евразии, соединяя воедино весь континент экономической связностью, стремясь обеспечить многополярность и отсутствия доминирования любого государства или региона. ЕС придется многое потерять из-за амбиций России о Великой Евразии. Первоначальный российский проект Великой Европы, от которого отказался ЕС, сделал бы Евросоюз влиятельным союзником коллективного проекта глубокого влияния в евразийском континенте. И наоборот, новая инициатива России о Великой Евразии маргинализует роль Европы по всей Евразии, поскольку социально-экономические и политические решения будут приниматься БРИКС, ЕАЭС, ШОС и Инициативой «Пояса и Пути». ЕС столкнулся с проблемой, поскольку несмотря на сильные экономические устремления сотрудничать с тем, что происходит в Великой Евразии, происходящее обеспечивает сдвиг от геоэкономической инфраструктуры, ориентированной на Запад. (Гленн Дизен, «всемирное возрождение экономического национализма»).
Хэлфорд Маккиндер[1] сказал, что мы не воспринимаем Азию и Европу как один континент потому, что моряки не могли проплыть вокруг него. Сегодня Северный морской путь вдоль северного побережья России связывает Тихоокеанское и Атлантическое побережье, а сеть трубопроводов и воздушных, железнодорожных и оптоволоконных маршрутов связывает «мировой остров» Маккиндера с «Евразией», несмотря на предостережение Киссинджера о том, что «Доминирование единственной державы над одной из двух основных сфер Евразии — Европы или Азии — остается прекрасным определением стратегической опасности для Америки. Ведь такая группировка обладала бы мощностью потенциалом превзойти Америку экономически и, в итоге, политически».
Пока Запад стремится ко всё более мрачному будущему, Россия и Китай связывают «мировой остров» Маккиндера в обширное и всё более процветающее общество. Их видения настолько привлекательны, альянс так силён, оружие столь передовое, а природные богатства столь велики, что их движение почти неостановимо. Руководители России — Путин, Лавров, Набиуллина, Силуянов и Шойгу — лучшие в истории страны, как отметил президент Трамп, и Китай им соответствует. «Люди говорят, что вы не любите Китай. Нет, я их люблю, но их руководители намного умнее наших. Это похоже на то, как взять команду «Нью Инглэнд Пэтриотс» и Тома Брейди и заставить их играть с футбольной командой вашей школы». Президент Си посещает Москву чаще, чем любую другую мировую столицу, и к августу 2019 года он и его российский коллега Владимир Путин встречались более тридцати раз, а Си наградил Путина высшей наградой дружбы, назвав его «мой самый лучший, самый близкий друг». В этом нынешние блоки Евразии по торговле, безопасности и сотрудничеству. После состоявшегося в июне 2019 в таджикском Душанбе Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) Путин подчеркнул, что все они должны быть интегрированы.
* * *
Колониальные страны утратили свою политическую и экономическую свободу, поскольку имперские центры капитала нуждались в контроле ресурсов, необходимых для их выживания, процветания и «влияния»[2]. Это и есть настоящее значение термина «национальная безопасность» и «национальные интересы». «Национальная безопасность» влиятельных стран состоит в контроле подвластных экономической империи государств, а стратегии, с помощью которых это осуществлялось, стали «тайнами национальной безопасности». Они проводят противоположность того, что превозносят. Они превозносят мир, свободу, справедливость, права, демократию; а власть большинства скрывает эти стратегии, чтобы контроль других людей и их ресурсов сохранить втайне. Самое опасное в том, что многопартийная демократия и свободная пресса должны предшествовать успешному развитию. На самом деле подобная комбинация кладёт конец всем надеждам на развитие. Ни одна страна никогда не развивалась ни при многопартийной демократии, как заметил Ли Куан Ю[3], ни при свободной прессе.
Филиппинская пресса наслаждалась всеми свободами системы США, но была непопулярна у народа: дико партийная пресса помогла филиппинским политикам заполнить рынок идей мусором и сбивала с толку и одурманивала людей так, что они не видели, в чём их жизненно важные интересы в развивающейся стране. И поскольку важнейшие проблемы, вроде экономического роста и разнозначного распределения редко обсуждались, к ним никогда не разворачивалась и плохо функционирующая демократическая система. Взгляните на Тайвань и Южную Корею: их свободная пресса управляет неистовством, а коррупция управляет мятежами. Сами критики коррумпированы, но в теории если у вас свободная пресса, то коррупция исчезает. Так вот я вам говорю, что это неправда. Свобода прессы, свобода новостных критиков должна подчиняться превосходящей необходимости цельности Сингапура и первичности целей избранного правительства.
Россия и Китай предлагают альтернативу имперской модели: безопасность без принуждения, помощь без условий и, вместо соглашений с ВТО, препятствующих устойчивому развитию, пакты о торговле и развитии ради его продвижения.
Действующие лица: Европейский Союз, ЕАЭС, ШОС, АСЕАН, Региональное Всеобъемлющее Экономическое Партнерство, Инициатива «Пояса и Пути». Заметим, что все они, кроме одного — русско-китайские. Давайте рассмотрим более подробно.
Европейский Союз, занимающий западный полуостров Евразии, устал от сложившегося статус-кво. Президент Макрон сказал: «Мы без сомнения ожидаем конца западной гегемонии над миром… Положение меняется, общество глубоко потрясено ошибками Запада в определённых кризисах, выбором, сделанным американцами несколько лет тому назад… А ещё существует появление новых держав, чей вклад мы, вероятно, долгое время недооценивали. Это в первую очередь Китай, но есть и российская стратегия, которая, надо сказать, в недавние годы более успешна… Они думаю о нашей планете с истинной логикой, истинной философией, воображением, которое мы несколько утратили» [перевод Сокола]. Марк Карни, управляющий Банка Англии добавил: «То, что мир полагается на доллар, долго не продлится». И доллар нужно заменить на новую международную монетарную и финансовую систему… Стоит обдумать, как SHC [synthetic hegemonic currency — синтетическая гегемонистская валюта]в МВФ могла бы поддержать лучшие глобальные результаты». Германия завершает Северный Поток-2 и заключает договора с «Хуайвей» несмотря на угрозы США, а Венгрия, Греция и Италия разворачиваются на восток. Ещё один спад в экономике США (где производство уже в рецессии), и за ними последует остальные страны ЕС. Президент Турции Эрдоган[4] на восточном фланге НАТО утверждает, что купит у России С-400, чтобы Турция могла безопасно выйти из НАТО: его страна уже партнёр по диалогу с крупнейшей мировой ассоциацией по безопасности, ШОС.
Шанхайская Организация Сотрудничества, ШОС. Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Индия, Китай и Пакистан с Афганистаном, Ираном, Монголией и Белоруссией в качестве наблюдателей, а Армения, Азербайджан, Камбоджа, Непал, Шри-Ланка и Турция в качестве партнёров по диалогу.
ШОС — крупнейшая в мире организация по безопасности; среди её членов четыре ядерных державы. Её цели состоят в (i) усилении связей между странами-членами, (ii) продвижении сотрудничества в политических делах, экономике и торговле, научно-технической, культурной и образовательной сферах и в энергетике, транспорте, туризме и защите окружающей среды, (iv) поддержании регионального мира, безопасности и стабильности, и (v) создании демократического, справедливого международного политического и экономического порядка. Члены ШОС заключили межправительственное соглашение по международному автомобильному транспорту и заканчивают следующее по железнодорожному. В Бишкекской декларации, одобренной членами ШОС, подчёркиваются гарантии безопасности Центрально-Азиатского Договора о безъядерной зоне, «неприемлемость попыток обеспечивать безопасность одной страны за счёт безопасности других» и осуждается «одностороннее и неограниченное строительство ракетных оборонительных систем определёнными странами или группами стран». Президент Ирана Хассан Роухани, говоря с президентами Путиным, Си, Моди и Имран Ханом, обрушился на США, как на «серьёзную опасность стабильности в регионе и в мире» и предложил преференции всем странам ШОС, компаниям и предпринимателям, чтобы те инвестировали в рынок Ирана. Си ответил, что Пекин будет продолжать развивать отношения с Тегераном «вне зависимости от того, как изменится ситуация».
АСЕАН. Основанная в 1967 году Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии — Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам — договорилась ускорить экономический рост региона, социальный прогресс и культурное развитие с помощью совместных усилий в духе равенства и партнёрства с целью усиления оснований для процветающего и мирного сообщества и продвижения регионального мира и стабильности, выражая уважение к справедливости и верховенству закона в отношениях между странами региона и верности принципам Хартии ООН. Россия и Китай являются стратегическими партнёрами АСЕАН, но хотя у АСЕАН давнее диалоговое партнёрство с западными странами, вроде Америки и ЕС, никто из них не предложил АСЕАН соглашение о свободной торговле. Это сделал Китай в 1988 году, а затем в рекордные сроки заключил соглашение о свободной торговле Китай — АСЕАН с таким результатом, что общая торговля между АСЕАН и Китаем с $8 миллиардов в 1991 году выросла до $600 миллиардов в 2018-м перспективой достичь $1 триллиона к 2014 году.
Региональное Всеобъемлющее Экономическое Партнёрство[5], (Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Китай, Япония, Индия, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия). Крупнейший в мире торговый блок, отвечает за половину мировой экономики и, в отличие от ВТО, ориентирован на развивающиеся страны и исключает механизмы разрешения споров инвестор-государство (ISDS) [6], которые дают преимущества частным корпорациям над государством.
Инициатива «Пояса и Пути» (BRI). Запланированная на 1 июня 2021 года Инициатива интегрирует четыре миллиарда людей в ста тридцати странах по всей Евразии, Африке, Латинской Америке и южной части Тихого океана. BRI концентрирует внимание на координации политики, связности инфраструктуры, беспрепятственной торговле, финансовой интеграции и личных связях людей. По ней строится электростанция в Пакистане, железная дорога в Венгрии и порты от Африки до Греции, заменяя западные организации, освежая глобальный экономический порядок, устанавливая новые связи, создавая новые рынки, углубляя экономические связи и усиливая дипломатические. Иран — ключевой узел BRI, и Тегеран рассматривает её как путь к полной интеграции в евразийскую экономическую экосистему. Перевозка грузов из Индии по Международному Транспортному Коридору Север-Юг, INSTC, к иранскому порту Бендер-Аббас сокращает стоимость доставки товаров в Европу на сорок процентов. INSTC вскоре вольется в глобальную транспортную сеть Инициативы.
Евразийский сухопутный мост Инициативы является примером модели сотрудничества. Добавленная стоимость продукта — вроде сборки компонентов различного происхождения — может быть проведена без пошлин на границе зон свободной торговли, где зарплаты составляют пятую часть китайских. Это позволяет добавленную низкую стоимости труда, в зависимости от месторасположения, учитывать в общей стоимости производства, а не подвергаться воздействию одного диапазона зарплаты в одной стране. Товары при вхождении в зоны свободной торговли считаются за пределами таможенных границ, так что не подлежат обложению пошлинами или налогом на добавленную стоимость, и компании, действующие в них не облагаются налогами.
Зоны: Экспортная зона Хуоргуси (граница Китай-Казахстан), Специальная Экономическая Зона Восточные Ворота Хоргос (Казахстан), Особая Экономическая Зона Актау (Казахстан), Зона Свободной Торговли Алат (Азербайджан), Свободная Промышленная Зона Поти (Грузия), Свободная Промышленная Зона Хуалинг-Кутаиси (Грузия). Самая интересная зона в Турции, Зона Свободной Торговли Восточная Анатолия, поскольку Таможенный Союз Турции и ЕС признает товары турецкого производства беспошлинными. В прошлом году прошли 6300 поездов, каждые девяносто минут. Время Транссибирского транзита сократилось с трёх недель до двух, и к 2024 году должно составлять десять дней. Фактически Россия стремится связать северные провинции Китая с Евразией посредством Транссибирской и КВЖД — российские Чита и Хабаровск с Китаем уже полностью внутренне связаны. По всему спектру Москва стремится к максимальной доходности драгоценностей Дальнего Востока России: сельского хозяйства, водных ресурсов, минералов, пиломатериалов, нефти и газа. Строительство завода по сжижению природного газа на Ямале крайне выгодно Китаю, Японии и Южной Корее. То же относится к Владивостоку, порту вхождения в Евразию для Южной Кореи и Японии, в равной степени и для России это порт вхождения в Северо-Восточную Азию. Казахстан демонстрирует, как Великая Евразия и Инициатива дополняют друг друга: Астана является членом и Инициативы и ЕАЭС.
Инструменты торговли
Полярный Шёлковый путь, морской маршрут длиной в пять тысяч миль короче, чем Суэцкий маршрут, и проходит по большей части в прибрежных водах России. В 2010 году первый грузовой корабль прошёл весь маршрут без помощи ледокола, а в 2017 году «Кристоф де Маржери» стал первым судном ледового класса, перевозящим сжиженный газ с полуострова Ямал через Берингов пролив на юг, в Японию и Китай. Российские «Совкомфлот» и «Новатэк» подписали соглашение с китайской Cosco Shipping и Фондом Шёлковых путей с целью организовать совместное предприятие «Морской Арктический Транспорт», чтобы создать ледокольный танкерный флот для транспортировки СПГ для существующих и запланированных проектов «Новатэка», в том числе Ямальского СПГ, Арктического СПГ2 и других.
Трубопроводистан. Международное Энергетическое Агентство считает, что нефть останется главным источником энергии в 2040 году, обеспечивая четверть глобального потребления энергоносителей. У России пятнадцать процентов мировых энергетических ресурсов и в регионе Персидского Залива 65%. Построенные русскими и китайцами трубопроводы распределяют это энергетическое богатство по континенту, возрождая газопровод «Южный поток» для поставок в Европу, как продолжение «Турецкого потока» после того, как администрация Трампа неистово противодействовали «Северному Потоку 2». Российский газ начнёт поступать в Турцию по «Турецкому потоку» в этом году, и Россия и Болгария начали работу над трубопроводом «Балканский поток» для поставок газа в Южную Европу.
Глобальная электрическая связь. В 2016 году Пекин запустил GEIDCO, сверхвысоковольтную сеть, которая будет передавать чистую энергию по всему земному шару вслед за солнцем. У GEIDCO семь региональных офисов, сорок глобальных, шестьсот региональных и национальных членов и они инвестировали $1.6 триллиона в восемьдесят проектов генерации и передачи по Евразии, Латинской Америке, Африке, Европе и Северной Америке.
Цифровой Шёлковый Путь (DSR). DSR представляет собой укрепление инфраструктуры Интернета, углубления пространства сотрудничества, развития общих технологических стандартов и улучшения эффективности систем контроля в странах «Пояса и Пути». Он собирает спутниковые данные дистанционного зондирования для усиления проектов Инициативы, а Китай продвигает «Бэйдоу-2», глобальную систему спутниковой навигации, как альтернативу американской GPS. Пакистан, Лаос, Бруней и Таиланд уже одобрили «Бэйдоу-2». Начата прокладка подводного кабеля Пакистан-Восточная Африка, связывающего Пакистан с Кенией и Джибути. В 2012 году менее одного процента населения Мьянмы имело широкополосный доступ, но страна ожидает запуск службы 5G к 2025 году, обходя даже Сингапур.
Расчётные системы Фонда Шёлковых Путей России и Китая заменят контролируемую американцами сеть SWIFT.
Международный банк Шёлковых путей AIIB гарантирует триллион долларов ежегодно в долгосрочном плане, низкие процентные ставки для региональной инфраструктуры, снижения бедности, рост и ослабление изменений климата и позволяет четырём миллиардам вкладчиков Евразии мобилизовать местные сбережения, которые ранее имели немного безопасных и креативных предложений. Ничто не может быть более разумно для новых соглашений Трубопроводистана, чем действовать в юанях. Пекин будет платить Газпрому в этой валюте (конвертируемой в рублях), Газпром накопит юани, и Россия затем купит мириады сделанных в Китае товаров и услуг в юанях, конвертируемых в рубли. Слияние российской платёжной системы «Мир» и китайской Union Pay выглядит неизбежным, поскольку двусторонняя торговля растёт на ошеломляющие полмиллиарда долларов в месяц, и полностью цифровой юань Пекина может дебютировать уже в этом году, что добавляет веселья.
Неуязвимость к нападению. За прошедшие восемнадцать месяцев Россия и Китай продемонстрировали свою способность защитить себя от любых нападений и, в свою очередь, уничтожить любой город в США за сорок пять минут. Теперь они действуют с позиции силы, в частности в Евразии.
Гегемония и гуманитарное лидерство
По словам китайского философа Хунзи, есть три типа лидерства: гуманная власть, гегемония и тирания. Гуманная власть начинается с создания желаемой модели дома, которая вдохновляет людей за границей. Хунзи [2]допускает, что хотя гегемоны знают, как побеждать в войнах, «правитель, который заставляет своё государство действовать правильно, получит международное первенство». Внутреннее определяет международное, и поскольку гуманная власть основанная на морали, а не на силе, превыше гегемонии, ей важнее завоевать людей, а не территории. Государства, желающие осуществлять гуманную власть должны быть первыми в уважении норм, сторонниками которых являются, и руководители высокой этической репутации и больших административных способностей привлекут другие государства. «Сочувствовать в крупных делах и не обращать внимания на мелочи — вот что делает человека соответствующим, чтобы стать господином по условиям договора. Любовь к друзьям, дружелюбие с великими, вознаграждение союзников и наказание тех, кто вам противодействует — вот определённые обязанности господина по условиям договора, и его моральные стандарты должны этому соответствовать». Председательствовать на встречах с другими государствами дарует международное признание гуманной власти. Два века спустя Конфуций суммировал мысли Хунзи так, «Моральное превосходство и более низкое связаны друг с другом, как ветер и трава: трава должна гнуться, когда над ней дует ветер».
Теплый моральный ветер дует над Евразией, и частички головоломки собираются воедино.