Борис, ты не прав

Позиция Бориса Джонсона известна: 31 октября Англия выйдет из ЕС либо по-хорошему, либо по-плохому.

В Палате общин на этот счёт единства нет, известная часть депутатов страхуется. Есть намерение протолкнуть закон, который запрещает жёсткий брексит.

Вообще же ситуация силового решения не имеет. Из-за этого стороны используют на всю катушку процедурные заморочки. И фактор времени, натурально.

Для начала оппозиция присвоила себе право формировать повестку парламента на основании прецедента SO24 (Standing Order No. 24), который позволяет устанавливать экстренный порядок рассмотрения законопроектов. Традиционно предложения и порядок их обсуждения вносят министры кабинета. SO24 наделяет этой прерогативой и любого члена Палаты общин. Надо просто хорошо знать регламент, который вообще никто толком не знает, кроме пары-тройки парламентских стряпчих-крючкотворов. В эти дни английские газеты полны объяснений для тупых, что такое SO24.

Своё самое первое голосование Борис проиграл, не в малой степени благодаря предательству собственных членов партии. Правда, они стали предателями не сразу, а после того, как Борис выкинул многих из них с министерских постов, где они сидели при Терезе Мэй.

Зуб за зуб, всё по понятиям.

В общем, старожилы не припомнят, чтобы только что назначенный премьер провалил первое же голосование. Последний такой случай был 236 лет назад, первым министром тогда был Уильям Питт-младший, а королём — Георг III.

Итак, законопроект, запрещающий брексит без сделки, может быть принят. Но его можно и завалить, устроить филибастер. Для этого сторонники Бориса подготовили 90 поправок к законопроекту. Пока то, да сё, парламент закроется на каникулы (в следующий понедельник). А когда выйдет снова — до брексита останется две недели.

Поэтому оппозиция решила заседать в выходные, чтобы протолкнуть свой законопроект. На моей памяти английский парламент заседал в выходные только во время войны Англии с Аргентиной за Фолкленды/Мальвины.

И тут Борис Джонсон объявил о намерении провести досрочные выборы. Досрочные выборы могут пройти 15 октября, за два дня до саммита ЕС, где всё должно кончится брекситом. Досрочные выборы — это мечта Джереми Корбина, самого ярого врага Бориса Джонсона. Корбин талдычил о них весь период, пока Тереза Мэй сидела на Дауниг-стрит, 10.

А вчера Джереми слил.
«Не нужны, — говорит, — нам досрочные выборы. Во всяком случае, не те, которые ты, Бориска, объявлять будешь. Нам нужны досрочные выборы, которые я буду объявлять».

Борису для назначения досрочных выборов надо 2/3 голосов. Их у него нет. Он может сыграть по банку, объявить голосование о доверии правительству. Для этого достаточно ½ голосов.

Сейчас все политические комментаторы и обозреватели в Лондоне и окрестностях напряжённо зарываются в документы, регулирующие процедурные вопросы функционирования английского парламента.

Ключевой пункт:

Если закон о запрете на брексит без сделки и переносе выхода с 31 октября 2019 года на 31 января 2020 года не будет принят до начала уже подписанной королевой пророгации, он автоматически аннулируется.

Борис Джонсон в ближайшие часы встретится с депутатами Палаты общин; около 15.00 по Гринвичу депутаты проведут обсуждение законопроекта, блокирующего брексит, и в 17.00 поставят его на голосование. Второй тур голосования состоится в 19.00 и в случае одобрения законопроект будет отправлен в Палату лордов.

Требование Бориса Джонсона о досрочных выборах будет поставлено на голосование сегодня же вечером. После того, как закончат с законопроектом по брекситу.

Такова их дислокация.