Новая философия образования – давайте детям больше играть на природе

Большинство американских детей как правило не занимаются ловлей саламандр и засовыванием палок в лисьи норы. В стране, стремящейся к большей стандартизации своей системы государственного образования, программы, в ходе которых малыши проводят большую часть времени на улице, как правило, являются исключениями.

Но в дошкольном учреждении Irvine Nature Center вcё по другому. Каждый день десятки детей в возрасте от 3 до 5 лет приезжают искать приключения на площадь более чем 200 акров леса, водно-болотных угодий и лугов. Этот подход выделяется в тот момент, когда многие американские программы дошкольного образования становятся все более и более похожими на подход K – 12: ряд за рядом склонившиеся маленькие головы, сидящие за партами.

Сегодняшнее американское детство, как и большая часть американской жизни, становится все более закрытым и технологичным. Семьи проводят больше времени в помещении, взаимодействуя с гаджетами. Смартфоны исказили подростковый опыт. В ответ на это стали появляться движения за то, чтобы вернуть детство в мир природы. Дошкольные учреждения на открытом воздухе, лесные детские сады — называйте их как хотите: подобные программы раннего образования открываются по всей стране. Альянс «Натуральный старт», группа, выступающая за расширение досуга в раннем образовании, сообщает, что количество подобных учреждений выросло как минимум на 500 процентов с 2012 года.

Идеи, на которых строятся эти программы, частично восходят к книге 2005 года журналиста Ричарда Лува «Последний ребенок в лесу». Лув утверждал, что американское детство стало чрезмерно стандартизированным, структурированным и насыщенным технологиями. Он придумал термин для этого явления: «расстройство, связанное с дефицитом природы». Книга получила великолепные отзывы, а также способствовала созданию организации «Дети и природа», миссия которой состоит в том, чтобы поддерживать всемирное массовое движение за воссоединение детей с природой».

Лув и его коллеги представляют дошкольное образование на свежем воздухе как ответ на целый ряд проблем воспитания детей. По их словам ребенку, страдающему от беспокойства, не обязательно нужны лекарства, ребенку, который не может сосредоточиться, не нужна компьютерная программа, чтобы скорректировать свое развитие, а тому, кто пытается не отставать, физически не нужны целенаправленные тренировки. Вместо им просто нужно проводить больше времени на свежем воздухе. Дайте маленьким детям возможность участвовать в играх на природе, и они будут развиваться так же органично, как и любое другое существо. Они учатся творчеству, исследуя сложные экологические системы и взаимодействуя с ними, и представляют себе новые миры. Избавившись от ограничений игровых площадок, дети укрепляют силы, развивают уверенность в себе и учатся управлять рисками, когда они спотыкаются, падают, получают ушибы и избегают их. Исследования показывают, что свобода неструктурированного времени в открытом пространстве помогает детям научиться фокусироваться. Это также способствует хорошему самочувствию: природа уменьшает стресс.

И все же, не совсем ясно, могут ли эти программы оправдать возложенные ожидания. Конечно, в общем смысле, время на свежем воздухе, безусловно, полезно для маленьких детей. Сложность состоит в том, чтобы определить, сколько времени (и какие занятия) на природе особенно полезны для малышей, то есть как должно выглядеть обучение на открытом воздухе на практике? Существуют ли особые виды практик, которые действительно нужны детям?

В каком-то смысле, образование на свежем воздухе соответствует ряду других образовательных тенденций. Основная убежденность в том, что дети лучше всего растут, когда взрослые предоставляют им пространство, время и свободу действий, является центральной во многих моделях прогрессивного образования. Карен Мэдиган, директор Природного дошкольного учреждения в Ирвине, говорит, что ее программа основана на синтезе разных подходов в педагогике. Если они различаются по деталям, то совпадают в уверенности, что школы должны предоставить детям свободу действий, чтобы исследовать то, что они считают интересным.

Тем не менее, у движения «за природное образование» есть значительные отличия, ведь оно также затрагивает определенные традиционалистские проблемы, а именно то, что в наши дни дети, откровенно говоря, становятся чертовски мягкими. Педиатр Анжела Хэнском ставит в вину относительную физическую слабость сегодняшних детей — детское ожирение стало распространённее, а общая физическая подготовка снижается — всё более сидячему образу жизни.

Кроме того, в самой концепции дошкольного образования на открытом воздухе есть что-то странно парадоксальное. По большей части современный подход рассматривает его как целенаправленное, структурированное вмешательство, способствующее здоровому развитию детей и будущему успеху. Неудивительно, что дошкольное образование на открытом воздухе с его нелогичным обещанием, что дети будут лучше развиваться, если взрослые тратят на них меньше времени, кажется столь радикальным. Педагог Эмма Хувос соглашается: «это больше о том, чтобы дать детям свободу контролировать свое обучение».

Хувос начала свою педагогическую карьеру в городском дошкольном учреждении в Вашингтоне, округ Колумбия, и занималась в основном развитием академических навыков учащихся. Она преуспела в построении личных отношений с детьми, но была расстроена, увидев неудачи подопечных в будущем. «У них не было достаточно развитых социально-эмоциональных навыков, необходимых им для полноценного развития, и как только среда, в которой они находились, изменилась, это стало особенно заметно» — говорит она. Поэтому женщина основала Риверсайд, стремясь создать программу дошкольного обучения, которая бы отдавала приоритет «некогнитивным» навыкам — на ферме в Западной Вирджинии, которые передавались из поколения в поколение в ее семье.

Во время утреннего визита в Риверсайд я увидела ястреба с красными хвостами, (буквально) горсть червей и двух беременных коз фермы. Два мальчика смеялись, ведя борьбу за грязную доску из дерева, которую они использовали в качестве «подушки» для притворного сна. Другие дети обсуждали, является ли насекомое многоножкой или каким-то другим жуком.

Всем им явно было весело. Но было также ясно, почему такие программы отнесены к категории «альтернативных» и доступны почти исключительно для родителей, которые активно их ищут. Было бы трудно сделать дошкольное образование на открытом воздухе правилом, санкционированной правительством моделью, потому что его преимущества настолько же абстрактны, насколько его цель субъективна. Когда речь идет о государственном финансировании, гораздо проще продавать программы, которые обещают академическую строгость и аккуратное соответствие.

« [Риверсайд]похож на мою лабораторию» — говорит Хувос. Ее небольшая частная программа в основном обслуживает «несколько состоятельных семей». В Западной Вирджинии, где средняя ежемесячная стоимость услуг по уходу за детьми в детсаду составляет около 560 долларов, ежемесячный ценник Риверсайда в 400 долларов относительно велик, поскольку предусматривает только четыре дня посещений в неделю и всего три с половиной часа каждый день. В целом, центр актуален только для родителей, которые могут позволить себе оставить работу и забрать детей в 12:30.

Это беспокоит Хувос. «Вывезти детей на природу чтобы поиграть стало привилегированной вещью» — говорит она. По ее словам, хорошие родители понимают, что подобная практика «даёт вашему ребенку академическое преимущество». Она надеется, что, состоятельные люди подадут пример, которому со временем последуют все остальные.

Когда это произойдет, важно будет правильно разобраться в деталях. Как могут — как должны — программы раннего образования уравновешивать конкурирующие требования академического развития и игры на свежем воздухе? Большинству детей было бы полезно проводить больше времени на улице, но книги не менее важны. В Соединенных Штатах разрыв в успеваемости между детьми из богатых семей и семей с низким доходом появляется задолго до детского сада, и факты свидетельствуют о том, что дети, которые начинают обучение в начальной школе со слабыми навыками, как правило отстают и дальше.

Можно ли совместить преимущества неструктурированного времени на природе и структуру государственного дошкольного образования? Мундо-Верде, специализированная школа в Вашингтоне, округ Колумбия, пытается идти подобным путём. Её модель определяется тремя компонентами: обучение учеников, акцент на стабильность и испано-английская программа двойного погружения. Школа воспитывает детей на открытом воздухе, организуя обучение в «экспедиции» — ученики глубоко погружаются в тему, часто завершающуюся экскурсией, которая позволяет им углубиться в то, что они делали в классе. Например, когда второклассники изучают камни, они посещают близлежащие пещеры Люрей и собирают окаменелости на утесах Калверт. По сравнению с частными программами, такими как школы Ирвина и Риверсайда, Мундо-Верде гораздо доступнее: она финансируется государством, посещение бесплатное, а регистрация проводится по открытой лотерее. Почти треть учеников — выходцы из малообеспеченных семей, а 68 процентов — цветные.

Оригинал: The Atlantic

Новая философия образования – давайте детям больше играть на природе