Февраль 1944 года. Берлин пытается оправиться от американской воздушной бомбардировки. Но жизнь и производство продолжаются на окраинах города. В фермерских хозяйствах звенят бутылки, а группа из заключенных наполняет их чем-то похожим на мутную коричневатую жидкость. В самом разгаре производство фирменного напитка нацистской Германии. Даже во время войны немцы не желают отказываться от Fanta.
Безалкогольный напиток Fanta был изобретен американской компанией Coca-Cola в нацистской Германии во время Второй мировой войны. Новая газировка обеспечивала постоянную популярность бренда. Fanta стала предметом националистической гордости, её пили все, от простых работяг до немецких чиновников высшего звена.
Напиток формально состоял из фруктов, но ограничение ресурсов военного времени накладывало свой отпечаток: как правило использовались менее аппетитные ингредиенты вроде остатков яблочных волокон, пюре из сидра и сыворотки, побочных продуктов сыроварения. «Её по сути варили из остатков остатков» — отмечает Марк Пендерграст, автор книги «За Бога, Страну и Кока-Колу». «Не думаю, что она была очень вкусной».
К тому времени, когда Гитлер и Третий Рейх вошли в Австрию, Coca-Cola находилась в Германии почти десять лет. Оригинальный напиток был изобретен в 1886 году доктором Джоном Ститом Пембертоном, который продавал его в местной аптеке в Атланте по пять центов за стакан. Пембертон был ветераном гражданской войны со стороны Конфедерации, сильно страдающим от сабельного ранения. После выздоровления он стал зависим от морфина. Coca-Cola – изначально приготовленная из листа коки и ореха колы (отсюда и название) — была его попыткой найти альтернативное обезболивающее.
Лист коки также используется для приготовления кокаина, что может объяснить быстрый рост популярности напитка. В 1895 году генеральный директор Coca-Cola хвастался присутствием компании в каждом американском штате. В 1920 году во Франции открылся первый в Европе завод по розливу, а к 1929 году Coca-Cola разливалась и пилась в Германии.
В 1933 году, когда Гитлер и нацистская партия пришли к власти, немец Кит Макс возглавил немецкую дочернюю компанию Coca-Cola GmbH. Кит был внушительной фигурой: высокий, пугающий, обладающий «маленькими усиками веником» (не похожими на гитлеровские), обаятельный, но вспыльчивый и преданный кока-коле. « [Кит]ценил его верность напитку и компании больше, чем преданность своей собственной стране» — отмечает Пендерграст. По этой причине он не видел противоречия между ростом продаж Coca-Cola и нацистским правлением.
Американская Coca-Cola, возглавляемая Робертом Вудраффом, не препятствовала этому. Компания выступила спонсором Олимпийских игр в Берлине 1936 года, на которых присутствовал Вудрафф, и даже создала баннеры с логотипом Coca-Cola вместе со свастикой. Кит использовал празднование 10-й годовщины Coca-Cola GmbH, чтобы заказать массовый салют в честь 50-летия Гитлера. Он заявлял тогда, что это «знак глубочайшего восхищения нашим фюрером».
Но не только Coca-Cola не видела проблем в сотрудничестве с Гитлером. Другие американские отрасли, такие как Голливуд, не обращали внимания на злодеяния нацистской Германии в области прав человека и старались сохранить бизнес в Германии.
Вторжение Гитлера в Европу в 1939 году ничем не побеспокоило Кита и Coca-Cola из Атланты: компания постоянно снабжала свою немецкую дочернюю компанию сиропом и расходными материалами. Кроме того, Кит последовал за немецкими войсками в завоеванные страны — такие как Италия, Франция и Голландия — чтобы захватить соответствующие предприятия Coca-Cola. К 1940 году Coca-Cola была бесспорным королем безалкогольных напитков нацистской Германии. Согласно легенде, в архиве компании есть фотография военачальника Германа Геринга, который пьет бутылку Coca-Cola. По слухам, Гитлер наслаждался напитком, когда смотрел американские фильмы, такие как «Унесенные ветром». А 7 декабря 1941 года Япония атаковала Перл-Харбор.
Вступление США во Вторую мировую войну означало, что американские компании должны были немедленно прекратить всю деловую деятельность с врагом. Кроме того, правительство Германии угрожало захватить «вражеские» предприятия. General Motors покинула Германию (хотя Opel, дочерняя компания GM, все еще работала в стране). Предприятия IBM были захвачены Третьим Рейхом, хотя существует спор о том, насколько они внесли свой вклад в военные успехи нацистов. Штаб-квартира Coca-Cola в Атланте также оборвала связь с Китом и приостановила экспорт ароматизатора Coca-Cola 7X (мифологизированная, совершенно секретная формула для сиропа Coca-Cola).
Coca-Cola GmbH была на грани провала. Кит не мог изготавливать напиток, а нацистское правительство в любой момент могло захватить его любимую компанию. Но у него была идея: нужен альтернативный напиток специально для немецкого рынка.
Работая со своими химиками, Кит собрал рецепт в рамках ограничений, налагаемых нормами военного времени. Он опирался в основном на остатки других пищевых производств: фруктовой стружки, яблочных волокон и мякоти, свекловичного сахара и сыворотки, жидкости, оставшейся после сгущения молока при производстве сыра. В попытках придумать название смеси Кит предложил своей команде использовать воображение. Джо Книпп, продавец, предложил «Fanta», сокращение от немецкого слова «Fantasy». И оно прижилось.
Fanta спасла Coca-Cola GmbH. Продажи постепенно росли во время войны, особенно по причине того, что другие варианты становились все менее доступными. Это был не просто напиток. Fanta была популярна в качестве подсластителя для супов из-за строгого нормирования сахара, поскольку известность напитка принесла ему освобождение от нормирования после 1941 года (хотя Киту пришлось использовать свекольный сахар). Вероятно, он также использовался для различных других кулинарных целей. К 1943 году продажи достигли почти трех миллионов единиц.
Пендерграст не оправдывает работу Кита с нацистами, но он видит в нём бизнесмена, а не нацистского идеолога. «Вы не могли бы вести бизнес в нацистской Германии, если бы не сотрудничали с ними» — отмечает специалист. «Нет сомнений, что он был нацистским коллаборантом. [Но]он не был членом нацистской партии. Он был верен Кока-Коле, а не Гитлеру». По легенде, когда освободившиеся американские войска вошли в Германию летом 1945 года, они обнаружили Кита в полуразбомбленном заводе, все еще разливающем Fanta. Производство напитка прекратилось до конца года.
Несмотря на то, что он оказался на стороне проигравших, мечта Кита частично сбылась. В Америку он вернулся в качестве героя, сохранившего компанию в Германии. Харрисон Джонс, вице-президент по продажам Coca-Cola, хвалил Кита, назвав его «великим человеком», который работал в тяжелых условиях. Вскоре бизнесмен возглавил команду Coca-Cola Europe.
В апреле 1955 года Coca-Cola вновь представила Fanta с новым рецептом, на этот раз как напиток со вкусом апельсина. Он дебютировал в Италии, прежде чем появиться в Соединенных Штатах в 1958 году. По словам Пендерграста, компания возродила название в основном потому, что это было удобно, в наличии были авторские права. «Я не думаю, что кто-то [в Coca-Cola]заботился о том, что [Fanta]растёт корнями из нацистской Германии — говорит Пендерграст — они считали, что никто не обратит внимания».