Трамп не способен нормализовать отношения с Россией

За два с половиной года Дональд Трамп и его помощники сумели добиться ухудшения ситуации почти во всех аспектах американской политики в сфере национальной безопасности. Трамп запугивал и преследовал наших традиционных союзников в Западной Европе, и в результате существенно осложнились двусторонние отношения с Британией Францией и Германией.

Париж, Берлин и даже Токио начали даже пересматривать свою политику в области безопасности из-за той неопределенности, которая окружает любое взаимодействие с администрацией Трампа. Президент Барак Обама оставил Трампу разработанный политический курс в отношении традиционных врагов, таких как Куба и Иран, но его преемник сделал эти проблемы гораздо более острыми и сложными, а в случае с Тегераном, даже разбудил призрак вооруженной конфронтации.

Но самым странным его маневром в сфере национальной безопасности стало непоследовательное и противоречивое решение «российского вопроса», которое привело к тому, что американо-российские отношения вернулись к парадигме холодной войны.

В ходе предвыборной кампании Трамп сделал одним из своих ключевых тезисов стабилизацию и укрепление отношений с Россией. Однако, затем он укомплектовал штат своих помощников по национальной безопасности людьми, лишенными опыта, предоставив им формулировать цели и осуществлять дипломатические маневры. В первой его команде по национальной безопасности доминировали высокопоставленные военные.

Ястребы, выступавшие против России и против контроля над вооружениями, были назначены на должности советника по национальной безопасности, министра обороны и министра внутренней безопасности США. Только бывший госсекретарь Рекс Тиллерсон обладал репутацией, которая предполагала заинтересованность в нормализации отношений с Россией, но Трамп и Тиллерсон были с самого начала в конфликте и, кроме того, в администрации Трампа полномочия госсекретаря сильно ограничены.

Второй раунд кадровых перестановок в сфере национальной безопасности привел к полному торжеству посредственности. Советник по национальной безопасности Джон Болтон и госсекретарь Майк Помпео не имеют представления о значении дипломатии. Они были бы намного более подходящими кандидатурами для эпохи холодной войны. Никогда еще гражданское руководство Пентагона не было столь слабым, и кто бы сегодня ни возглавил его, будет руководить организацией, которая никогда не способствовала улучшению отношений с Россией или продвижению в сфере контроля над вооружениями. А вед именно это было основой формирования стабильных двусторонних отношений между Вашингтоном и Москвой в семидесятые и восьмидесятые годы. Более того, администрация Трампа вышла из двух основополагающих соглашений в сфере контроля над вооружениями, таких как Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) и ядерное соглашение с Ираном (СВПД), и не имеет на сегодняшний день никаких планов, связанных с разоружением.

Выход президента Джорджа Буша-младшего в 2001 году из Договора о противоракетной обороне, который являлся краеугольным камнем стратегического сдерживания и отношений с Россией в области контроля над вооружениями, был примером того, как Соединенные Штаты воспользовались геостратегической слабостью Москвы. Договор по ПРО был аннулирован с целью расчистить путь для создания национальной системы противоракетной обороны в Калифорнии и на Аляске, а также для развертывания региональной системы противоракетной обороны в Восточной Европе, которое продолжила и расширила администрация Обамы. Администрации Буша и Обамы оправдывали необходимость региональной системы ПРО угрозами, исходящими от Ирана, что не имело никакого смысла, особенно после достижения соглашения с Ираном, которое Россия активно поддерживала.

Два недавних события свидетельствуют о том, что у помощников Трампа по национальной безопасности никогда не было планов установления стабильных отношений с Россией, и что Трамп никогда не был марионеткой российского президента Владимира Путина. Трамп воспользовался государственным визитом польского президента Анджея Дуды, чтобы продвинуть идею строительства в этой стране военной базы «мирового уровня». Трамп предполагал, что силы США в Германии будут сокращены для укомплектования базы на территории Польши, что служило бы его двойной цели: ослабить связи с Германией и укрепить отношения с авторитарными лидерами в Восточной Европе. Ранее Дуда говорил о готовности Польши заплатить за создание на ее территории мощной базы под названием «Форт-Трамп». Трудно себе представить более провокационный и агрессивный жест в сторону России и лично Путина, чем идея военной базы в Польше.

Любая база, не говоря уж о базе «мирового уровня», будет еще одним отказом от тех обязательств, которые дали президент Буш-старший и госсекретарь Джеймс Бейкер советскому лидеру Михаилу Горбачеву и министру иностранных дел СССР Эдуарду Шеварднадзе. Суть этих обязательств была в том, что НАТО не станет укреплять свои позиции в Восточной Европе, если Советы выведут 400 тысяч военнослужащих из Восточной Германии. Усилия президентов Билла Клинтона и Джорджа Буша-младшего по расширению НАТО были, прежде всего, ошибочными со стратегической точки зрения. А кроме того, в глазах Кремля, это был вероломный отказ от вербальных гарантий, который подорвал доверие к США.

Администрация Буша даже устроила флирт вокруг вступления в НАТО Грузии и Украины, пока канцлер Германии Ангела Меркель не убедила американского президента, что такой шаг стал бы нарушением «красной линии», которую установил Путин. Манипулирование Вашингтона отношениями с Грузией непосредственно связано с краткосрочной войной между Россией и Грузией летом 2008 года. Что касается манипулирования политической ситуацией на Украине в 2013—2014 годах, оно имеет прямое отношение к вмешательству Путина в президентские выборы в США в 2016 году, которое обеспечило поражение бывшему госсекретарю Хиллари Клинтон.

Вторым провалом на пути нормализации российско-американских отношений стало решение США о сливе в СМИ информации о внедрении американской компьютерной программы в электросети России, которое обострило и без того напряженную обстановку новой холодной войны. Что еще более странно, Трамп, как сообщают некоторые источники, не был даже проинформирован о каких-либо деталях относительно внедрения программы в российские энергосети с целью разведки или возможной атаки. Эта информация, опубликованная газетой New York Times, стала еще одним сигналом Путину о слабости американского президента и антироссийской ориентации команды помощников Трампа по национальной безопасности. До сих пор Трамп не выразил готовности пойти навстречу Путину и начать диалог по поводу факта враждебной кибер-активности.

Президент Трамп сегодня практически лишен каких-либо возможностей вывести из тупика российско-американские отношения. Администрация Обамы в свое время инициировала «перезагрузку» отношений с Россией, но со стороны США не было предпринято никаких усилий по институционализации двусторонних отношений, и в 2011 году в ходе визита в Польшу Барак Обама объявил о первых шагах по размещению американских истребителей в этой стране. Это стало очередным шагом в направлении смены американских приоритетов в Европе. Обама также чрезмерно персонализировал конфронтацию с Путиным и позволил министру обороны Эштону Картеру прекратить дискуссии на высоком уровне между министерствами обороны двух США и России. Лживые замечания Хиллари Клинтон о роли США в Ливии в 2011 году также вызвали гнев Путина. Если мы рассчитываем на более миролюбивое поведение Путина в будущем, нам также придется смягчить свои действия в отношении России.

По иронии судьбы, у Вашингтона и Москвы имеется много областей, представляющих взаимный интерес, которые могли бы привести к дипломатической и политической координации, включая ограничение и сокращение стратегических вооружений, политику нераспространения ядерного оружия и борьбу с международным терроризмом, особенно учитывая опыт успешного российско-американского сотрудничества в достижении сделки по иранской ядерной программе.

Любое соглашение о сотрудничестве по проблеме ядерной программы Северной Кореи, было бы гораздо более реальной задачей, если бы Вашингтон и Москва нашли общий язык. Уже имеются некоторые признаки того, что Путин готов сотрудничать с Соединенными Штатами по некоторым вопросам, касающимся Ближнего Востока, включая Сирию, а также Центральной Европы, где российские и американские военные маневры создали напряженность и повышенную угрозу вооруженного конфликта.

Представитель МИД России недавно даже упомянул о необходимости «перезагрузки» отношений с НАТО, и прежде всего, восстановления нормального диалога. Любая новая «перезагрузка» отношений с Россией потребовала бы высококвалифицированного дипломатического вмешательства, но Трампу и его команде помощников в сфере национальной безопасности такая задача просто не под силу.

Трамп не способен нормализовать отношения с Россией