Цифровой банкинг в Китае

Китай лидирует в мире банкинга благодаря открытию цифровых банков WeBank и MyBank. Эти два потенциальных гиганта банковской отрасли созданы в 2015 году как дочерние компании QQ и WeChat, принадлежащие Tencent, и Alipay и ANT Financial, принадлежащие Alibaba. Открытие этих банков стало результатом ряда выдающихся достижений компаний Tencent и Alibaba, от триллионов долларов, поступивших в фонд краткосрочных инвестиций Alibaba, до огромного количества сообщений, полученных в ходе кампании Red Letter Day. Это заставляет задуматься, почему все эти события настолько опережают то, что происходит в Европе и Америке. Почему Google, Amazon и Facebook не смогли создать собственные банки и платежные системы? Что произойдет, если они все же сделают это?

Alibaba – это китайский Amazon, a Tencent – Facebook. Третий игрок, Baidu, аналог Google. Но наиболее острое соперничество наблюдается между Alibaba и Tencent, особенно когда дело касается финансовых вопросов.

Первый сдвиг, который встряхнул финансовые рынки в связи с появлением новых частных игроков, произошел в июне 2013 года, когда в Alibaba был создан фонд краткосрочных инвестиций под названием Yu’ebao. CEO[4] компании Alibaba Джек Ma в то время говорил: «Финансовая отрасль Китая, особенно банковская отрасль, обслуживает всего 20 % клиентов. Я вижу 80 % не охваченных обслуживанием клиентов. Финансовой отрасли требуется прорыв. Необходим приход людей со стороны, чтобы трансформировать ее». И трансформация действительно произошла, когда инвесторы начали активно вкладывать деньги в новый сервис. За девять месяцев общее количество инвесторов фонда превысило 81 миллион. Сравните это с тем фактом, что в то время в стране было всего 77 миллионов активных счетов торговли акциями. Иными словами, за девять месяцев компания Alibaba привлекла в свой инвестиционный фонд больше инвесторов, чем все китайские фондовые трейдеры.

В WeChat последовали примеру Alibaba и создали фонд Licaitong, который тоже привлек интенсивный приток инвесторов, чему в какой-то мере способствовали обещания высокой рентабельности инвестиций. После запуска фонда Yu’ebao компания Alibaba предложила 7 % прибыли на вложенные средства. В итоге к концу июля 2015 года Yu’ebao удалось аккумулировать 98 миллиардов долларов активов и 200 миллионов пользователей; фонд Licaitong смог привлечь только 15 миллиардов долларов.

Таким образом, эти два игрока интернет-рынка, Alibaba и Tencent, устанавливают эталон инноваций в Китае, а с точки зрения финансовых рынков – и во всем мире. Возьмем в качестве примера платежи. Обе компании предлагают платежный сервис в рамках своих систем мгновенного обмена сообщениями. Alibaba предлагает Alipay как часть WeChat, a Tencent – Tenpay в составе QQ.

Чтобы подтолкнуть к использованию своих платежных систем, оба гиганта создали стимулы для отправки сообщений с поздравлениями с китайским Новым годом. Идея возникла в 2014 году, когда в компании Tencent предложили 400 миллионам пользователей WeChat отправить друг другу виртуальные красные конверты, за что на их счета оплаты мобильной связи будет внесена определенная сумма. Этот рекламный трюк оказался весьма эффективным: пользователи обменялись 40 миллионами виртуальных конвертов, стоимость которых составила 400 миллионов юаней (64 миллиона долларов). Джек Ма из Alibaba назвал это «моментом Перл-Харбора» для компании и в 2015 году повысил ставки в игре, объявив, что отдаст более 600 миллионов юаней (96 миллионов долларов) 190 миллионам пользователей в качестве «денег удачи», если они через его систему мгновенного обмена сообщениями перешлют друг другу красные конверты. Спустя несколько часов компания Tencent предприняла ответный шаг, заявив, что тоже подарит 800 миллионов юаней (128 миллионов долларов) пользователям своего сервиса с виртуальными красными конвертами, и заблокировала пользователям Alipay связь со своими друзьями по WeChat. Система WeChat компании Tencent выиграла сражение: по состоянию на 18 февраля 2015 года было отправлено более 1 миллиарда виртуальных красных конвертов, тогда как через Alipay Wallet – всего 240 миллионов.

Годом ранее регулирующие органы Китая предоставили частным компаниям возможность подать заявку на получение банковских лицензий. В итоге в 2015 году оба крупных игрока интернет-рынка открыли свои банки, которые, однако, отличаются друг от друга. Банк WeBank компании Tencent начал работу в январе 2015 года и занимается микрокредитованием из-за ограничений, указанных регулятором в банковской лицензии. В частности, этот банк не имеет права открывать отделения и принимать депозиты. В целом власти Китая хотят избежать прямой конкуренции этих банков с крупными государственными банками. Именно поэтому на раннем этапе новые частные банки ориентируются на жителей Китая, не имеющих счетов в банке и доступа к финансовым услугам.

Например, WeBank компании Tencent выбрал микрокредитование в качестве основного направления бизнеса и уже в июне и июле 2015 года предоставил кредиты на 800 миллионов юаней (130 миллионов долларов), причем под достаточно высокий процент – 0,05 % в день, или 18,25 % в год. В настоящий момент Tencent предлагает такое кредитование только в рамках своей системы мгновенного обмена сообщениями QQ, однако все ожидают, что вскоре эта услуга будет расширена на WeChat.

Как и WeBank, открытый компанией Alibaba в июне 2015 года, MyBank также ориентирован на мелких вкладчиков. В момент его запуска председатель совета директоров Эрик Цзин сказал: «Наша миссия – обеспечить доступными кредитами малые и сверхмалые предприятия». Это очень похоже на стратегию WeBank, который ориентирован на предоставление микрокредитов в интернете.

Другими словами, хотя Китай открыл свой банковский сектор частным рынкам, ему удалось сделать это так, чтобы избежать прямой угрозы традиционным государственным банкам. Изменится ли ситуация в будущем, и что все это значит для пользователей в Европе и Америке?

Ответ на этот вопрос состоит в следующем. Мы увидим некую имитацию опыта Китая в Европе и Америке, но процесс будет протекать совсем иначе. Во-первых, в случае Китая речь идет о более молодой экономике страны, которая стремится стать ведущей державой, однако большинство крупных китайских компаний принадлежит государству. Все 12 крупнейших китайских компаний государственные, в том числе самые большие банки, такие как ICBI, Банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая и Строительный банк Китая.

Такая ситуация кардинально отличается от европейских и американских банковских структур, даже с учетом предоставления государственной финансовой помощи некоторым банкам в 2008 году, и означает, что регулирующие органы Китая существенно ограничивают деятельность интернет-банков. В частности, они приняли необходимые меры, для того чтобы эти банки не конкурировали с государственными банками на одних и тех же рынках, запретив им открывать отделения и ограничив деятельность только кредитованием. Тем не менее у произошедшего в Китае есть ряд интересных нюансов, из которых наши интернет-гиганты (такие как Facebook) могут извлечь определенные уроки.

Например, хотя система WeChat запущена всего четыре года назад, она уже насчитывает более 500 миллионов ежемесячных активных пользователей (Monthly Active Users – MAU), что почти в три раза превышает количество MAU в японской системе мгновенного обмена сообщениями Line и в десять раз – в корейской системе Какао. В действительности этот показатель всего на 150 миллионов пользователей меньше числа MAU в крупнейшей системе мгновенного обмена сообщениями Facebook Messenger. Вот почему следует проанализировать, что произойдет в ближайшие один-два года, ведь краеугольный камень WeChat – это платежи.

С помощью WeChat Wallet пользователи WeChat могут заказывать доставку продуктов питания, покупать билеты в кино, играть в казуальные игры, проходить регистрацию на рейс, переводить деньги друзьям, получать доступ к данным фитнес-трекера, банковские выписки, оплачивать счета за воду, покупать музыку и искать книги в местной библиотеке – и все это благодаря одному интегрированному приложению. Это очень напоминает описанный мной ранее пример, в котором я говорил, что идеальное приложение должно давать возможность заказывать такси, кофе, музыку и жилье без необходимости вводить банковские данные в приложения Uber, Starbucks, iTunes и Airbnb. Именно это делает WeChat Wallet, позволяя пользователям легко заказывать услуги в любом приложении, базирующемся на платформе WeChat. Эта система более элегантна, чем Alipay, поскольку данный сервис ориентирован на коммерческие платформы компании Alibaba.

Преимущество системы WeChat Wallet состоит в том, что она выступает в качестве «троянского коня», позволяя быстро зарегистрировать платежные данные пользователя, а затем использовать их для открытия целого диапазона новых возможностей для монетизации всей экосистемы. На это обратила внимание Конни Чан, когда написала о WeChat в своем блоге на сайте фонда Andreessen Horowitz. Конни рассказывает, как Facebook Messenger мог бы скопировать WeChat Wallet в Европе и Америке, и отмечает, что неслучайно Facebook Messenger возглавляет бывший CEO PayPal Дэвид Маркус:

Для того чтобы понять, как это происходило бы в США, просто представьте себе, насколько бы увеличилось количество транзакций на платформе Facebook, если бы больше пользователей привязали свои кредитные карты к Facebook Messenger. Насколько быстрее получила бы популярность кнопка «купить сейчас» в Pinterest и насколько быстрее пользователи Snapchat перешли бы от перевода денег к покупке товаров. В этом смысле WeChat открывает нам путь к потенциальной эволюции западных социальных сетей и поведения покупателей, если бы этим сетям удалось убедить своих пользователей осуществлять платежи на своих платформах.

Конни Чан привлекла внимание к модели развития не только Facebook Messenger, но и Apple Pay, Twitter и других систем. Сейчас ведется битва за кошелек, и единственный способ одержать в ней победу – создать единое интегрированное приложение, в основе которого лежал бы платежный кошелек. Статус стандартного базового кошелька позволит его разработчику править миром мобильного интернета и социальных сетей. Именно этой цели добилась китайская компания WeChat; интересно, что произойдет, когда Facebook, Twitter и другие мобильные социальные сети разместят на своих сайтах кнопку «купить сейчас»?

Крис Скиннер, ValueWeb