The Atlantic: почему Трамп так сильно хочет на Луну?

Существуют разные мнения по поводу того, что космонавты, посетившие Луну, говорили перед самым выходом на поверхность. Возможно, Джин Кернан сказал Джеку Шмитту, который возился с камерой: «А теперь давай выйдем. Забудь о камере». Хотя в официальной расшифровке стенограммы миссии Аполлона-17 этот фрагмент описывается только как «[искажено]». Но, как бы то ни было, астронавты NASA покинули Луну в 1972 году, и с тех пор никто из людей туда не возвращался.

Когда программа «Аполлон» закончилась, в NASA обратили внимание на другие части космоса. Организация строила космические станции и шаттлы, проектировала мощные плавающие телескопы и отправляла луно-, марсоходы и другие аппараты. Сегодня Луна, ближайший спутник Земли, кажется почти недостижимой.

Но администрация Дональда Трампа хочет вернуться туда в ближайшее время.

«По указанию президента Соединенных Штатов политика администрации и Соединенных Штатов Америки заключается в том, чтобы в течение следующих пяти лет вернуть американских астронавтов на Луну» — заявил недавно вице-президент Майк Пенс.

Пенс сделал объявление в Хантсвилле, штат Алабама, городе, который построил ракету, доставившую астронавтов Аполлона к Луне. В наиболее значимой речи администрации Трампа по космической политике вице-президент рассказал, что США создадут постоянную базу на Луне, которая когда-нибудь поможет американцам организовать миссию на Марс.

Как и другие лидеры, Пенс достаточно поэтично говорил о стремлении нации исследовать неизвестное. Он похвалил сотрудников NASA, и даже заставил Базза Олдрина, второго человека, ступившего на Луну, встать, чтобы зрители могли аплодировать ему. Но хотя речь шла о магии освоения космоса, она была мало конкретизирована. Пенс упустил нечто довольно важное: то как администрация планирует финансировать все эти усилия.

В дни миссии «Аполлон» NASA получало гораздо больше средств, чем сейчас; на пике лунной программы годовой бюджет агентства составлял более 4 процентов федеральных расходов. Сегодня цифра составляет менее половины процента. За последние несколько десятилетий NASA приложило немало усилий для проведения геологоразведочных работ, но политика одного президента обычно противоречит следующему. Мало что делается за это время.

Последний бюджет NASA, 21,5 млрд. долларов, является самым большим за последние годы. Но администрация Трампа запрашивала 19,9 миллиардов долларов, и именно Конгресс, последний арбитр по финансированию, добавил дополнительные деньги. А в своем запросе о выделении средств на следующий год администрация фактически предлагала сократить финансирование.

Пенс заявил, что для консолидации усилий правительство рассмотрит вопрос о прекращении собственной работы NASA по ряду запусков и использовании вместо этого коммерческих технологий. Космическое агентство потратило почти десятилетие, работая над ракетой, достаточно мощной, чтобы доставлять астронавтов на Луну, но оно отстает от графика и превышает бюджет. «Если коммерческие ракеты — единственный способ доставить американских астронавтов на Луну в ближайшие пять лет, то это будут коммерческие ракеты» — заявил вице-президент.

Но правительству все равно придется платить коммерческим компаниям за их услуги, и неясно, уложатся ли они в необходимое время и вообще захотят ли участвовать. Чтобы обеспечить возвращение на Луну в рамках нынешнего бюджета, администрация должна бы предложить внести некоторые сокращения в основные программы, такие как создание лунной ракеты, которая имеет значительную поддержку в Конгрессе, или даже Международная космическая станция.

Это вопросы законодателям ещё предстоит обсудить. Но в ходе обсуждения они будут вынуждены противостоять ясному аргументу против того, чтобы потратить деньги: американцы уже были на Луне. Зачем вообще туда возвращаться?

По словам Пенса, причина более или менее та же, по которой они посетили наш спутник в прошлый раз, в разгар холодной войны. Всё дело в национальной гордости, престиже и чувстве долга: американцы должны держать космическое пространство подальше от опасных стран.

«Соединенные Штаты должны оставаться первыми в космосе в этом столетии, как и в прошлом, не только для роста нашей экономики и обеспечения безопасности нации, но, прежде всего, потому что правила и ценности космоса будут написаны теми, кто у кого хватит смелости прийти туда первым и взять на себя обязательство остаться» — сказал Пенс.

По прошествии времени миссия Аполлона воспринимается довольно позитивно. Опросы показывают, что за последние годы поддержка высадки на Луну возросла; 77 процентов людей в 1989 году считали, что усилия того стоили — по сравнению с лишь 47 процентами десятилетием ранее. Ранее американцы были достаточно скептически настроены по этому вопросу, в 2003 году историк космоса Роджер Лауниус писал: «В течение 1960-х годов большинство американцев не верили, что Аполлон стоил своих денег, за одним исключением5 во время лунной посадки Аполлона-11 в июле 1969 года».

Опрос Pew Research Center в 2018 году показал, что, хотя большинство американцев считают важным, чтобы Соединенные Штаты были мировым лидером в освоении космоса, 63% считают, что основное внимание NASA должно быть уделено исследованию климата. Только 13 процентов выбрали в качестве главного приоритета отправку людей на Луну.

Даже сам Базз Олдрин считает, что пришло время посмотреть за пределы ближайшего спутника Земли и направиться к Марсу. «Мы уже достигли Луны. Мы понимаем это лучше, чем кто-либо ещё» — заявил он в интервью Space.com в 2011 году — «Мы должны перестать думать о краткосрочных целях и начать думать о долгосрочных».

Есть много причин для изучения Луны, в том числе не связанных с геополитикой. Если люди хотят отправиться куда-нибудь в космос, Луна кажется самой логичной целью — в конце концов, она к нам ближе всего. Путешествие на Марс может длиться до девяти месяцев, но путешествие на Луну занимает всего несколько дней.

Луна дает надежду на сохранение человечества. У вида, живущего в двух мирах, больше шансов на выживание в случае катастрофы, такой как последствия изменения климата или воздействие астероида. Шансы еще выше, если вид обитает в трех мирах, что в первую очередь потребует некоторой практики, говорит Дэвид Спенсер, профессор аэрокосмической промышленности в Университете Пердью, проработавший в Лаборатории реактивного движения NASA в течение почти двух десятилетий. «Если мы отправимся на Марс напрямую, не отправившись на Луну и не установив постоянное присутствие, я думаю, что мы пропустим важный шаг» — говорит Спенсер.

Некоторые утверждают, что роботы могли бы исследовать лунную поверхность лучше и дешевле. На Марсе роверы пересекли равнины и долины и сделали значительные открытия. Но люди двигаются намного быстрее, чем медленный ровер — марсоход Opportunity преодолел всего 28 миль за 15 лет — и они могут предоставить корректировки, на которые машина не способна. Инженеры НАСА, вероятно, хотели бы, чтобы у них был кто-то, чтобы подтолкнуть марсоход, который недавно застрял при попытке пробурить поверхность планеты.

На Луне есть вода — хотя неясно, насколько много — замерзшая в скале, в том числе на южном полюсе, куда, как сказал Пенс, космонавты должны прилуниться. Это было бы полезно для исследователей, которые теоретически могли бы направить этот лед в системы жизнеобеспечения.

Земляне могут найти применение в другом источнике на Луне, изотопе под названием гелий-3, доставляемом на поверхность мощными солнечными ветрами, которые блокирует магнитное поле Земли. Ученые предложили транспортировать гелий-3 обратно на Землю, где его нерадиоактивные свойства могут производить более безопасную ядерную энергию. Но «это очень футуристичная концепция», говорит Спенсер. «Я не говорю, что первое возвращение на Луну приведет непосредственно к этому. Я думаю, что в долгосрочной перспективе могут быть возможности, которые действительно полезны».

Лунная база, будь то город или шахта, потребует многих усилий, но об этом не говорилось в речи Пенса. Вице-президент рассказал, что Трамп желает достигнуть Луны к 2024 году «любыми необходимыми средствами», но не говорил, что произойдёт после.

«Если это все, что задумано, то миссия, окажется очень похожа на Аполлон» — говорит Спенсер«Это будет Аполлон с усовершенствованной технологией».

«Сегодня мы ведём космическую гонку, как и в 1960-е годы, и ставки еще выше» — заявлял Пенс. В качестве доказательства он привел историческую посадку Китая на противоположной стороне Луны в январе и дорогостоящую зависимость США от российских систем запуска для доставки американских астронавтов на МКС«Первой женщиной и следующим мужчиной на Луне будут американские астронавты, запущенные американскими ракетами с американской земли» — пообещал Пенс.

Другими словами, администрация Трампа хочет снова сделать Луну американской. Последний президент, который нацеливался на ЛунуДжордж Буш-младший, призывал к аналогичному возвращению в 2004 году, но он установил крайний срок на 2020 год, задолго до того, как покинет Белый дом, забрав с собой свои лозунги. Тот факт, что администрация Трампа выбрала 2024 год, последний год потенциального второго срока, говорит о многом. Трамп может попытаться добиться решающего успеха в сроки, которые не могут быть подорваны его преемником.

Но спешка также является частью более масштабной попытки произвести как можно больше эффектных достижений в космосе, чтобы укрепить наследие Трампа, и этот процесс начался вскоре после его вступления в должность.

«Общей нитью среди многих вариантов его политики является акцент на проектах, способных привлечь широкую поддержку избирателей, которые реально могут быть реализованы в течение четырехлетнего президентского срока г-на Трампа» — писал Wall Street Journal в феврале 2017 года.

Через несколько дней после инаугурации чиновники Белого дома попросили NASA рассмотреть вопрос о том, чтобы использовать людей в первом испытании Системы космического запуска (Space Launch System), лунной ракеты, которая должна была взлететь в течение президентского срока Трампа. План состоял в том, чтобы подождать до второго полета, чтобы убедиться, что первый не потерпел катастрофу. Сотрудники NASA изучали этот вариант, но в конечном итоге решили отказаться от него.

Через несколько месяцев после этого Трамп, как сообщается, спросил действующего руководителя NASA, может ли агентство отправить людей на Марс в ближайшие несколько лет, получив ответ, что это потребует больших денег и, вероятно, лежит за пределами нынешних технических возможностей. «Но есть ли способ, с помощью которого которым мы могли бы достигнуть этого к концу моего первого срока?» — спросил Трамп«Что если я дам тебе все необходимые деньги, чтобы сделать это? Что, если мы превысим бюджет NASA, но полностью сосредоточимся на этом, а не на том, что вы сейчас делаете. Может ли это сработать?»

Луна кажется гораздо более достижимой по сравнению с подобными планами.

Американские астронавты добрались до Луны через восемь лет после того, как Кеннеди объявил, что страна ставит перед собой такую цель. Невозможно предсказать, сработает ли план Трампа и, если он сработает, примет ли следующий президент решение поддерживать его. Он или она может сказать, как это сделал Барак Обама в 2010 году, когда отказался от лунных планов Буша, что «мы были там раньше» и что американцы должны стремиться куда-то еще.

Оригинал: TheAtlantic

The Atlantic: почему Трамп так сильно хочет на Луну?