Кейстут. Тевтонская война и тевтонская политика

Как полагаете, средневековые белорусы в самодеятельности участвовали? Вопрос в контексте тевтонско-литовских войн совсем не праздный. Зачем врать, если не участвовали?


Тевтонско-литовская война XIV века имела к средневековым белорусам весьма опосредованное отношение. Дело в том, что не только ханы Золотой Орды раздавали ярлыки на право владения теми или иными территориями. Папы римские и императоры Священной Римской империи тоже охотно выдавали ордера на гарнитуры генеральши Поповой право распоряжения разными вкусными земельными участками.

Для получения ордера достаточно было указать, что чаемые земли находятся под властью язычников. На основании этих бумаг была проведена вся экспансия Тевтонского и Ливонского рыцарских орденов в восточную Балтику.

В середине XIII века рыцари обломились на Новгороде и Пскове, там их продвижение прекратилось, ограничившись локальными стычками.

В Литве дело у рыцарей шло куда успешней. Орден давил медленно, но уверенно. Кончилось тем, что прибрежные балты были истреблены, либо ассимилированы. Либо, как литовцы, заперты в автохтонных лесах и болотах. И лишь после покорения средневековых белорусов Литва обрела силы и ресурсы, необходимые для ответного удара по тевтонам.

Начальный этап становления Литвы мы с вами уже рассмотрели. В XIV веке ситуация обострилась. Надо было куда-то сублимировать кипучую энергию расплодившегося европейского рыцарства. Но воевать за Гроб Господень в пустынях Сирии уже никто не хотел. Мужчины в трико и латных нагрудниках выбирали для своих поездок страны с более привычным климатом. Тем более, что путёвки с лёгкостью выдавали в Ватикане. Согласно учению блаженного Августина, сама жизнь язычников греховна, вне зависимости от их дел – добрых или злых, потому что все, что они ни делают, они творят, не зная истинного Господа. Чего ж вам боле?

С самого начала рейзы на языческую Литву привлекали и французов, и англичан, и прочих шотландцев, чехов, венгров, поляков, и даже итальянцев. Дух рыцарства, подкреплённый обещанием быстрого обогащения, осенял крестовый поход против литовских язычников.

Незадолго до смерти Гедимина появились новые бумаги, юридически закреплявшие право Тевтонского ордена на Литву. В декабре 1337 года император Людвиг Баварский выдал Тевтонскому ордену грамоту на всю Литву и на окрестности.

Вот тут и текст соответствующий имеется, читайте, думайте, анализируйте.


Urkunde Kaiser Ludwigs des Bayern 1337 Geschichte / Ritterorden: Deutscher Ritterorden. - Urkunde Kaiser Ludwigs des Bayern
für den Deutschen Orden in Litauen 1337. (Belehnung des Hochmeisters Theodor von Altenburg mit Litauen, Kurland u.a.). -
Original im Geheimen Staatsarchiv zu Berlin

Тут и начались их подвиги напрасные и меж собою никчемушная борьба. Согласно летописям ордена Тевтонов, тактика войны была следующая. Лучшим временем для кампаний считались февраль, июнь и ноябрь. Паёк возили с собой. Опорными пунктами служили укреплённые замки. Весь участвующий в набеге контингент делили на мелкие отряды, каждый из которых отвечал за разорение определённой литовский территории. На выполнение боевой задачи отводились сутки. Потом переходили к следующей цели или совершали планомерный отход на свои базы. Тактика литовцев носила полностью аналогичный характер.

Полоса соприкосновения Ордена и Литвы называлась «дикра», это название присутствует в немецкой исторической литературе официально. Дикра включала в себя Занеманье, Западную Жемайтию и Северную Аукштайтию и отделяла основной массив обитаемых литовских областей от Пруссии и Ливонии. Территория дикры простиралась на 60 километров между Пруссией и Жемайтией, и в глубину Занеманья на 150 километров. В основном это были густые леса, пущи и заболоченные поймы мелких рек и ручьёв, полностью лишённые людских поселений. Тут и шли все тактические игры с последующими Schweinefesten.

Душа литовского сопротивления, великий князь и дуумвир Кейстут во всех источниках описан как благородный дикарь, не чуждый рыцарских обычаев. Он даже не пытался обеспечить долгосрочный мир, как, впрочем, и его тевтонские партнёры. Обычно боестолкновения заканчивались кратким замирением на несколько дней, чтобы успеть отогнать добычу на свою территорию и произвести обмен пленными.

Военные потери сторон были невелики. В широко известной битве при Рудау у тевтонов, к слову, погибли всего 26 рыцарей. Это была цена за уничтожение более чем 1000 дружинников Ольгерда (Кейстут его бросил, ушёл лесами). Но это исключительный случай. Обычно всё ограничивалось захватом стада коров, забоем крестьянских свиней и отгоном всех попавшихся лошадей в конюшни нападавших.

Всего же за время великого княжения Ольгерда и его дуумвира Кейстута летописи Тевтонского ордена зафиксировали больше сотни рейзов на Литву. Следует отметить, что средневековые белорусы при этом попадали под раздачу относительно редко. Полоцк, например, в это период подвергся нападению крестоносцев только однажды, в 1366 году.

Вообще же тевтонская политика Кейстута, как таковая, отсутствовала. Вождь он был храбрый, принципиальный, рубака отчаянный, любил это дело. И ещё Кейстут был матёрый язычник. Вопрос о его крещении не ставился никогда, поэтому и никакие долгосрочные соглашения с ним были невозможны (см. бл. Августина).

Кроме того, в литовско-тевтонские дела постоянно вмешивалась московская политическая дипломатия. Как только Литва усиливала давление на Москву, рыцари были тут как тут. Горели литовские деревни, разрушались новопостроенные замки, Кейстут распускал свои отряды по лесным схронам и слал почтовых воронов Ольгерду. Брат бросал все русские дела и мчался обратно в Литву, спасать ситуацию. Так этот военно-политический маятник и качался туда-сюда. Пока до Литвы не дошло, что в одиночку ей придёт скорый и полный гамонас. Об этом новые чтения по истории Беларуси расскажут позже. А я вскоре вам поведаю несколько эпизодов из истории этого увлекательного времени, до вокняжения Ягайлы.

(последует)