Ольгерд. Восточная война и восточная политика

Каникулы мои зимние закончились. У нас в нынешнем году зима — это c’est un événement. Это вовсе переменяет образ жизни. Уединенные гуляния прекращаются, раздаются бубенцы-колокольчики, охотники на снегоходах выезжают с собаками, — все делается светлее, веселее от ежедневного обильного снега. Я никак этого не ожидал. Зима в деревне пугала меня. Но все на свете имеет свою хорошую сторону.

Электричество, бывает, пропадает на двое-трое суток; отключаются и ближайшие вышки связи, а с ними интернет; надо всё время чистить дорожки; а ещё заправлять бензином генератор, то и дело размораживать редуктор газового баллона. После захода солнца наружная жизнь останавливается, тогда вечерами у камина славно думается, хорошо полистать старые книги, выпить чего-нибудь односолодового. Да вы и сами всё это знаете, чего уж.

Итак, я продолжаю публиковать свои новые чтения по истории Беларуси.

Остановился я на восточных делах великого князя Ольгерда. В XIV веке литовцы нанесли немало визитов русским князьям. По всему выходит, что Ольгерд годами (sic!) не слезал с коня. Такой завидной крепости великокняжеской задницы помогал здоровый образ жизни князя. Ольгерд не пил.

Сѣй​ же Ѻльгердъ ​премꙋдръ​ былъ весьма ... и ѻтъ пьꙗнства ѻтвращалсѧ, вина, и пива, и меда, и всѧкаго питьꙗ пьꙗнственного не пилъ никогда, ибо ненавидѣлъ пьꙗнство, и великоѥ воздержанїѥ имѣлъ во ​всѣмъ​. И ѻтъ сего великый разꙋмъ и смыслъ прїѻбрѣлъ, и крѣпкꙋю дꙋмꙋ стѧжалъ.

Едва заняв великокняжеский стол после кончины Гедимина, Ольгерд в 1341 году, на Покров Богородицы, атаковал и осадил Можайск, разорил окрестности, но города не взял. Годом позже псковитяне сцепились с крестоносцами. Рыцари осадили Изборск, Ольгерда псковские звали на княжение, но он отказался. Послал вместо себя сына Андрея, которого крестили и выбрали князем Псковским.

Какое-то время продолжалась мирная жизнь, но всё испортил посадник Новгорода Остафий Дворянинец, который, не пойми с чего, обложил Ольгерда по матери. Гордый князь не стерпел такого хамского поведения, позвал Кейстута с собой, на разборки. В 1346 году, на реке Луге накинул Ольгерд стрелку новгородским. Новгородцы решили, что дешевле будет замочить грубияна-посадника, ударили в набат, приволокли Остафия на Торг (главная площадь Господина Великого Новгорода) и порвали на части. А Ольгерд с Кейстутом получили компенсацию 360 рублёв новгородских, и откаты с Луги, Порхова, Шелони и Опочки, всё по понятиям.

В 1349 году Ольгерд занялся укреплением династических связей. Жениться задумал великий князь, и просил у великого московского князя Симеона Гордого руки его свояченицы княжны Юлиании Тверской (будущая мать Ягайлы). Брак состоялся. Никаких обязательств, впрочем, никто ни перед кем не брал.

В 1352 году Симеон Гордый ходил на Литву, Ольгерд откупился, обошлось без брани. В 1356 году Ольгерд ходил на Брянск и на Смоленск. В 1359 году Ольгерд снова штурмует Смоленск, успеха не имеет, но покоряет княжество Мстиславское и Ржев. Боевые действия вёл князь Андрей Ольгердович в статусе князя Полоцкого, так что средневековые белорусы успели позвенеть топорами в тех краях.

А в 1368 году начинается всё, как и положено, с семьи. Шурин Ольгерда, князь Михаил Тверской не поладил с великим князем Московским, Дмитрием I, будущим Донским. Михаил пожаловался зятю, жена Ольгерда тоже подлила в огонь маслица. Началсь Литовщина (Литовско-русская война).

Ольгерд показал класс. Особенно поразила современников внезапность, с которой действовал великий литовский князь.

Былъ же ѻбычай Ѻльгерда таковъ: никто же не вѣдалъ ѻ ​нем​, кꙋда мыслилъ ратью идти или на что собираѥтъ воинства много, посколькꙋ и сами тѣ воинство и ​иныѥ​ чины ​ратныѥ​ не вѣдали, кꙋда шли, ни свои, ни чꙋжїѥ, ни гости свои и ни гости ​пришлеци​; ибо ​всѣ​ въ таинствѣ творилъ, чтобы не ꙋшла вѣсть въ землю, на которꙋю хочетъ идти ратью. И таковою хытростїю подкрадываꙗсь, многыѥ земли взѧлъ и многыѥ грады и страны ​попленилъ​; не столько силою, сколько хытростїю воѥвали. И былъ ѻтъ него страхъ на всѣхъ, и превзошелъ кнѧженїѥмъ и богатствомъ болѣѥ многыхъ. Также и ѻ семъ ѥго ратномъ хожденїи къ Москвѣ не было извѣстно, и кнѧзь великый Дмитрїй Іѻанновичь не вѣдалъ, до тѣхъ поръ, пока не пришелъ Ѻльгердъ къ рꙋбежꙋ. 

Литовская кавалерия действовала очень успешно, била московские отряды по мере их поступления. Костяк воинов составили дружины самого Ольгерда, Кейстута, и их сыновей (Витовт тоже участвовал). В качестве союзников Ольгерда выступили тверичи и смоляне. Великий князь обложил Москву.

Тут-то и показала своё преимущество дальновидная политика Дмитрия I Московского. К приходу Ольгерда Москва уже была первоклассной каменной крепостью, одним из лучших фортификационных сооружений Европы второй половины XIV века. Вместо деревянных сараев литовские войска увидели перед собой мощные каменные стены высотой с десяток саженей, с боевыми башнями. По стенам стояли русские пушки, а также многочисленные метательные орудия. Что такое пушки Ольгерд знал отлично, ведь его отца Гедимина завалило именно пушечное ядро.

Да и вести правильную осаду литовцы не до сих пор не умели. Поэтому стояние литвы против стен Москвы закончилось через три дня после начала. Как только войско сожрало всё вокруг на расстоянии двухдневного кавалерийского перехода. Всё, что не было съедено, литовцы увезли с собой и угнали весь оставшийся скот. В декабре 1368 года боевые действия прекратились.

Через два года великий князь Дмирий-ещё-не-Донской повторил успех Ольгерда, полностью уничтожив военную и экономическую мощь Тверского княжества (угон скота, захват материальных ценностей и пленных, уничтожение всего, что нельзя было унести с собой).

Михаил Тверской снова кинулся к зятю. Ольгерд опять оседлал коней, взял свои пожелтевшие конспекты, и в точности повторил кампанию 1368 года. Дошёл до Москвы, держал её в осаде 8 суток, но опять остался ни с чем. Снова наступила зима, литовские войска мало-помалу стали оказываться в кольце, которое начал смыкать Московский великий князь сотоварищи. Ольгерд заценил расклады, предложил мировую и дочку замуж за одного из союзников москвичей. И вообще, Ольгерд рядился о «вечном мире». На том и порешили.

В 1372 году шурин вновь уговорил Ольгерда попытать счастья против Москвы. Ольгерд, которому было уже 78 лет, согласился. Литовцы и тверичи встретились с московским войском в окрестностях города Любутска (ныне Калужская область).

Город был одним из опорных пунктов на литовско-московской границе, из-за чего часто менял хозяев. Дело для Ольгерда кончилось неудачно, его авангард был разгромлен. Старый воин понял, что ещё протянет годков пять, если драпанёт вовремя. Поэтому Ольгерд бросил свои разбитые части и бежал с поля боя. Дмитрий его не преследовал.

Противников разделила местность, которая ни одному из них не давала преимуществ, кавалерии было не развернуться. Враги постояли, да и заключили мир. И через пять лет Ольгерд скончался в блеске славы и в окружении многочисленной родни.

А Дмитрий I Московский, набравшись боевого опыта и накапливая силы, стал готовиться к Куликовской битве. Которая сделала его Донским и ниспровергателем монголо-татарского ига.

(последует)