Американская эпидемия пустых церквей

Религиозные общины часто сталкиваются с выбором: продать здания, которые они больше не могут содержать, или придумать новый вид их использования.

В трёх кварталах от моей квартиры в Бруклине расположено большое кирпичное здание, которое простирается к небу. Туристы считают его церковью — колокольня здания и витражи свидетельствуют об этом, но верующие не собираются здесь уже много лет.

Здание 19-го века когда-то было церковью Св. Винсента Де Пола и более ста лет здесь проходили яркие богослужения. Но затем посещаемость стала меньше, и деньги на его содержание закончились в начале 2000-х годов. Дождь просачивался сквозь прорехи в черепице, в колокольню проросло дерево, и Бруклинская епархия решила продать его девелоперам. Сегодня Spire Lofts может похвастаться 40 роскошными апартаментами, в которых есть помещения с одной спальней, стоимость аренды которых составляет 4 812 долларов США в месяц. По-видимому, для того чтобы сделать «Божий дом» своим, нужны серьезные деньги.

Многие из церковных общин Америки больше не могут позволить себе поддерживать свои здания — в США ежегодно закрываются от 6 000 до 10 000 церквей, и это число, вероятно, будет расти. Хотя более 70 процентов граждан по-прежнему считают себя христианами, участие в богослужениях становится всё менее важным для них. Большинство общин сокращаются, падает и число пожертвований. Между тем, доля религиозно неаффилированных американцев, которых называют «ноны», растёт в доле населения США.

Любой министр может сказать вам, что двумя лучшими предикторами выживания конгрегации являются «бюджеты и места собраний», а американские церкви изо всех сил пытаются справиться с обеими метриками. По мере того, как пожертвования и посещаемость снижаются, стоимость содержания больших физических структур, которые используются всего несколько часов в неделю несколькими прихожанами, становится непомерно высокой. Ни одна из этих тенденций не проявляет признаков замедления, поэтому верующие Соединенных Штатов оказываются перед выбором: съезжать или искать творческий способ остаться на плаву.

Закрытие и адаптивное повторное использование часто кажутся самым простым и ответственным путем. Многие религиозные сооружения часто расположены в дорогих кварталах, в центрах городов. Продажа недвижимости по высокой цене — это быстрый и эффективный способ сократить убытки и погасить долги. Но перераспределение священного пространства для светского использования имеет и ряд недостатков. Возникают вопросы о зонировании, цене, а иногда и ожесточенное сопротивление местного сообщества и бывших членов прихода.

Здание церкви — это больше, чем просто стены и окна; это также священный сосуд, в котором хранятся религиозные воспоминания поколений. Даже на тех, кто не посещает регулярно богослужения, священные образы и структуры действуют как мощные объединяющие символы сообщества. Когда святое здание исчезает или меняет своё предназначение, человек, который чувствует связь с этим символом, может испытывать чувство утраты или даже праведного гнева.

После того, как церковь Святого Августина в Южном Бостоне была закрыта, девелопер Брюс Дэниел столкнулся с рядом непредвиденных трудностей. Снос 140-летнего строения и застройка территории с нуля были самым экономичным вариантом, но протесты сентиментальных соседей заставили Даниэля переделать существующее здание в кондоминиум. Многие местные жители по-прежнему не удовлетворены компромиссом.

«Любой, кто приезжает и покупает церковь, не учитывая чувства и традиции местного населения, сталкивается с неприятностями» — рассказал Дэниел в  интервью The Boston Globe.

Преобразование старых церквей в жилые пространства, такие как Сент-Августин и Сент-Винсент Де Поль, становится все более популярными. Архитектурные приёмы церквей — открытые планы этажей, облицованный кирпич, сводчатые потолки и арочные окна — часто привлекают покупателей, которые ищут альтернативу вездесущим ульям из стекла и бетона.

Хотя этот процесс может быть горькой пилюлей для бывших членов религиозного сообщества, альтернативы гораздо хуже. Большое количество заброшенных церквей становятся винодельнями, пивоварнями или даже барами. Другие преобразуют в отели и апартаменты Airbnb. В некоторых открываются развлекательные заведения, такие как крытая игровая площадка для детей, арена для лазертагов или скейт-парк.

Когда в 2009 году была закрыта церковь Св. Франциска Сальского в Нью-Йорке, её преобразовали в общежитие студенческой организации Phi Sigma Kappa Политехнического института Ренсселера. Общий символ, который когда-то служил маяком надежды и приветствия, теперь является не чем иным, как эмблемой американской юношеской организации. Представьте эмоциональное состояние матери-баптистки, которая отправляет своего сына в подобное общежитие.

Продажа — не единственный вариант для религиозных сообществ, располагающих обширными дорогостоящими зданиями. Некоторые из них стараются идти в ногу со временем, предпочитая переоборудовать свои здания, прежде чем потеряют над ними контроль.

Ларри Даггинс бросил успешную карьеру в инвестиционном банке десять лет назад, чтобы посещать семинарию в Южном методистском университете. Там он встретил профессора евангелистики по имени Элейн Хит, с которой объединил усилия в помощи умирающим церквям. Пара, в конечном счете, основала Фонд Миссия Мудрости, 501c (3), который функционирует себя как своего рода мозговой центр для «альтернативных форм христианского сообщества, который имеет смысл для традиционных церквей, сталкивающихся с трудностями».

«Несколько лет назад церковь по соседству была местом, в котором собиралось множество людей, где люди общались друг с другом, своими соседями» — говорит Даггинс. «Но эта модель больше не актуальна для многих, поэтому церкви должны творчески переосмыслить идею того, как помочь людям встречаться с другими и с Богом в их повседневной жизни».

Чтобы проверить их идею, Дуггинс и Хит обратились к пастору Объединенной методистской церкви Уайт Рок в Далласе. Полвека назад это была большая община с еженедельными встречами, сильной репутацией в сообществе и зданием площадью 60 000 квадратных футов. Но в последние годы демография изменилась, и количество членов общины в уменьшилось. В сочетание с подходящим пространством, это сделало Уайт Рок идеальной площадкой для экспериментов Дуггинса и Хита.

Фонд занял нижнюю часть здания и приступил к работе. Он превратил зал общения в совместное рабочее пространство, а комнаты воскресной школы в мастерскую для местных ремесленников, в том числе флориста и художника-витражника. Специалисты запустили центр экономических прав и возможностей, где группа преподает местному населению африканских беженцев язык и деловые навыки. А ещё часть пространства занимает студия йоги и танца. Сегодня церковное здание работает большинство дней, община покрывает все расходы по содержанию и делится прибылью с фондом Миссия Мудрости.

Затем команда фонда сотрудничала с Объединенной Методистской Церковью в Эшвилле, Северная Каролина — у общины были те же проблемы, что и у прихожан Уайт Рок. Вместе они создали центр под названием Haw Creek Commons. В дополнение к совместному рабочему пространству они модернизировали здание, добавив текстильный и деревообрабатывающий цеха, конференц-залы, которые используются местным бизнесом, местом для отдыха, где можно переночевать, и коммерческой кухней в подвале для местных пекарей и поваров. Снаружи фонд построил общинный сад, парк, место для клуба Би-Крик-Би, оранжерею и детскую площадку для детей, которые посещают школу по соседству.

Дуггинс говорит, что целью этих двух экспериментов была попытка создать возможности и пространство для сообщества. Но, как и в случае с White Rock, Haw Creek Commons принёс пользу для общины.

«Мы хотели превратить церковь в место, которое привлекло бы людей, которые иначе бы не пришли в неё, и в Эшвилле мы увидели, как это разрушает стереотипы о том, что такое церковь» — рассказывает Даггинс. «В Эшвиле в воскресенье церковь посещало менее 10 человек, но теперь их больше 50… Многоцелевые пространства снижают барьеры для входа. Когда кто-то использует совместное рабочее пространство, испытывает личный кризис, у них есть место, куда можно обратиться.

Эта относительно небольшая организация может сделать очень многое, чтобы помочь религиозным сообществам в Америке. «Миссия мудрости» переключилась с одноразовых проектов на выпуск книг, проведение семинаров и консультации для церквей. Они надеются, что их ресурсы окажутся полезными для общин Америки, которые вынуждены выбирать между закрытием и инновациями. Последнее может быть более трудным путем, но многие последователи наверняка предпочтут наблюдать, как их церковь детства превратилась в роскошные мансарды вместо того, чтобы разрушиться.

Оригинал: The Atlantic

Американская эпидемия пустых церквей