Брат Елдырин и белорусско-российские анархисты-акционисты

В Минске задержана группа анархистов, в числе которых граждане России, за несогласованную акцию у памятника городовому возле здания МВД Белоруссии. Об этом сообщает незарегистрированный правозащитный центр «Весна». Отмечается, что участники акции возложили к памятнику погребальный венок с надписью: «Имиджу МВД». Суды над задержанными должны состояться 3 декабря, однако по каким статьям их будут судить пока не известно.

Политолог и эксперт по Белоруссии Александр Зимовский в эфире НСН рассказал, какое наказание может грозить задержанным активистам. По его словам, шутки с памятниками, изображающими представителей закона, не находят понимания у власти.

«В Беларуси есть соответствующая статья “Осквернение сооружений и порча имущества”. В тюрьму за это не сажают, но административное наказание следует — штраф или арест. К тому же, городовой — всё-таки символ власти, а на символы власти в Беларуси посягать не рекомендуется. Даже шуточно. Я так полагаю, что задержанным отмеряют всё, что положено по статье 341 белорусского Уголовного кодекса», — рассказал Зимовский.

Памятник городовому, по его словам, был установлен в честь столетия белорусской милиции в 2017 году. И хоть выбранный для него персонаж является нейтральным, в сознании националистической части населения он неразрывно связан с «российским имперским режимом». Именно поэтому «Городовой» часто становится объектом акций.

«Следует отметить, что регулярная полиция в Беларуси появилась только в начале XIX века. Когда Беларусь входила в состав Речи Посполитой, никакой полиции в городах не было, всё полицейские функции принадлежали пану или магнату, который владел тем или иным городом или территорией. Так что история белорусской полиции — это история полиции российской, они неразрывно связаны. После Февральской революции во главе Минской губернской уже милиции оказался большевик Михаил Васильевич Фрунзе. И дальше милиция советской Белоруссии прошла весь славный путь от НКВД до МВД, вместе с белорусским советским народом.
Городовой — фигура нейтральная, не жандарм, не гонитель бедных и угнетённых, а служивый человек на страже покоя чистой публики. Всякий образованный белорус видит в скульптуре «Городового» символ тех времён, когда в каждом губернском городе полицеймейстер был чудотворец и обывателям отец родной. Ну, и ещё городовой — это символ порядка. Когда для усмирения бунта достаточно было послать не полк ОМОНа, а картуз капитан-исправника — и всё бунтовщики в страхе разбегались до самого места их жительства, по свидетельству современников. 
Вот белорусский полицай времён гитлеровской оккупации — куда более мерзкая фигура в белорусском общественном сознании. Из-за этого всё время стопорится преобразование белорусской милиции в полицию (чтоб как у людей). Все попытки ввести в нынешней Беларуси полицию вместо милиции наталкивались на аргумент: не надо плевать в историческую память народа.

Но поскольку новодельный минский городовой якобы является «символом Российской империи», в мозгах некоторых националистично мыслящих граждан Беларуси он олицетворяет некий «оккупационный российский имперский режим». Поэтому сначала были возражения против его установки, а потом постепенно возобновились попытки над «Городовым» надругаться или подвергнуть служивого акционизму, по большей части ради хайпа. И каждый случай, когда люди подходили к этому памятнику, чтобы выразить своё отношение путём здешнего местечкового акционизма, благодаря соцсетям, новым медиа, попадал в повестку и имел большой резонанс. А это привлекает, как известно, фриков, в нашем случае анархистов. К тому же, в силу топографии города Минска, «Городовой» стоит напротив здания МВД, фигурально говоря, он виден из окна кабинета министра внутренних дел. Поэтому любые самочинные перформансы с «Городовым» воспринимаются как шутки с тёщиным окошком и мгновенно вызывают милицейскую реакцию. Тем более, что фиксация правонарушения там всегда налицо, а закон есть закон», — объяснил Зимовский.

Добавим, в минском МВД ситуацию с задержанием пока не комментируют. Представители дипмиссии России в Минске заявили, что им не известно о задержании россиян, и обращений с просьбой о консульской помощи не поступало.

Комментарий для НСН, полная версия