Кёнигсберг и Кульмское право

Дальнейшие события в Средневековой Беларуси нам будут непонятны, если не посмотреть, как развивались дела на территориях, контролируемых рыцарскими орденами, Тевтонским и Ливонским. Рыцари на своей земле строили Германию для немцев, натурально. Но и остальных щемили не так, чтобы очень.

Городские законы Кёнигсберга коренились в «Кульмском городском праве» и в грамотах. С течением времени правовые нормы стали многообразнее, но в основе своей оставались без существенных изменений. В Кёнигсберге не существовало также борьбы между гражданами и земельным правителем. У граждан не возникало необходимости добиваться дополнительных прав у своего властелина, как это имело место во многих других немецких городах. Кёнигсбержцы с самого начала имели свободу и самоуправление, необходимые для процветания и развития их города, и только в войне «Прусского союза» с Орденом в середине ⅩⅤ столетия они временно отступили от этой линии.

Муниципалитет состоял из 24 человек, но не всегда имел полный состав. Двенадцать представителей образовывали постоянный, а остальные двенадцать — общий Совет. Первый был полномочным, второй состоял из числа бывших членов Совета, и к его услугам прибегали лишь в особых случаях. Постоянный Совет избирался ежегодно в феврале на выборах, длившихся несколько дней и доставлявших много хлопот. Вначале члены Совета решали, кто из них должен уйти в отставку, а потом назначали довыборы на свободные места. В «Положении о выборах» об участии в них горожан не было и речи. Влияние же земельных властей на город ограничивалось тем, что комтур приводил к присяге новый Совет в городской ратуше, а не в крепости. При этой церемонии старый бургомистр передавал ему ключ и печать города, один из членов муниципалитета сообщал ему о состоявшихся выборах, после чего комтур передавал новому бургомистру ключ и печать. Круговая чаша, к которой подавались и морселлы, завершала ритуал.

Уже на выборах Совет производил назначения на четыре поста: бургомистра, казначея и их заместителей. Остальные должности распределял среди своих членов сам муниципалитет. В его состав входили купцы, судовладельцы. С наступлением эпохи гуманизма выросло число тех, кто получил образование в иноземных университетах.

Совет города имел в своём подчинении служащих, приведённых к присяге и получавших жалованье; ими были городские писари, муниципальные служащие, работники рынка, охранники городских ворот и башен, весовщики и бракёры, пастухи для коров и свиней, а также ремесленники и рабочие муниципальных предприятий и порта.

Второе место в городской иерархии занимал суд. Он состоял из коллегии, насчитывавшей двенадцать присяжных заседателей под председательством городского судьи. По германским обычаям, они должны были вершить правосудие, в обязанности же судьи входило оглашение приговора и контроль за его исполнением. Заседатели также происходили из фамилий, которые были достойны того, чтобы быть представленными в Совете.

Старейшим объединением купцов была Олафская гильдия. Кроме Швеции и Норвегии такие гильдии имелись в Любеке, Данциге, Эльбинге, Ростоке и Ревеле. Она основала кнайпхофский Юнкерхоф, но продолжала существовать и после преобразования Юнкерхофа в Артусхоф. Олафская гильдия упоминается до 1509 года. Артусхофы восходили к основанному в 1344 году англичанами в Виндзоре Артусхофу. Это были объединения богатых граждан, возникшие, видимо, под влиянием английской торговли, также в Штральзунде, Данциге, Эльбинге и Риге. Вначале в Артусхофы входили, вероятно, и дворяне. Святой Георг, покровитель Виндзорского двора, почитался и в Кёнигсберге. Заседатели Альтштадта создали братство св. Георга. Возможно, оно и основало альтштадтский Юнкерхоф.

О деятельности купеческих гильдий нам известно только на основе тех учреждений, которые были ими созданы, как например, юнкерхофы и юнкергартены. Они имелись в каждом городе. Каждый такой хоф (двор) и гартен (сад) имели двух старейшин и десять сопредседателей, которые выбирались так же, как и муниципальные советники. Хофы зимой, а гартены летом являлись единственным центром общественной жизни купцов, их гостей и друзей. Помещения юнкерхофов в Альтштадте и Кнайпхофе имели но четыре угла, отделённых друг от друга перегородками. В одном таком углу собирались члены муниципалитета, в другом — судебные заседатели. Был «кофейный угол» купцов и пивоваров, который в Кнайпхофе называли ещё «Розовым углом». В «Корабельном углу» заседали судовладельцы. В Альтштадте, кроме того, существовал угол, называемый «запечным» («hinter dem Ofen»), где собирались рыцари.

Во всех хофах стояли столы величиной с бильярдный, на которых играли круглыми пластинками, изготовленными из камня и кости, и скамейки для музыкантов, на которых сидели городские дудочники и свирельщики, игравшие во время праздников танцевальную музыку.

Фриц Гауэе, «Кёнигсберг в Пруссии: история одного европейского города»