11 друзей БелТА

Александр Зимовский рассказал НСН, какой сигнал даёт белорусская власть СМИ посредством уголовного дела о журналистском хищении информации.

Одиннадцать журналистов получили обвинения в незаконном доступе к компьютерной информации белорусского информагентства «БелТА», сообщает РИА Новости. В качестве меры пресечения избрана подписка о невыезде, а также о надлежащем поведении. Отмечается, что ущерб от деятельности представителей прессы оценивается в пять тысяч белорусских рублей, что равно 2370 долларам (около 160,5 тысяч российских рублей).

Политолог и эксперт по Белоруссии Александр Зимовский в эфире НСН заявил, что дело информагентства «БелТА» говорит о нежелании белорусской власти терпеть своевольное поведение на медиарынке. При этом большого ущерба белорусской журналистике история, по его мнению, не нанесёт.

«Это дело, конечно, знатный булыжник, прилетевший в витрину молодой белорусской демократии, причём, изнутри. И, одновременно, публике дан внятный сигнал: белорусская власть не позволит и не простит частным и подконтрольным оппозиции СМИ независимого поведения на медиарынке. Либо они дружно дуют в дудку властей (что и без того местные негосударственные медиа делают довольно давно, а многие и добровольно), либо 11 обвиняемых, как в копеечку. В контексте нового витка расшаркивания Беларуси перед Западом в этом деле не видно логики. А она есть. Логика белорусского начальства проста и незамысловата — если мы не защитим БелТА (читай шире — местные государственные СМИ), за нас это сделают солдаты НАТО.

Вообще же репутационного удара по белорусской журналистике не будет. Мелкое корпоративное и офисное воровство здесь норма, как в любой провинциальной журналистике. Среднестатистическая белорусская редакция по бедности своей не в состоянии купить приличных текстов, комментариев, фото, эксклюзивных материалов. Поэтому их банально воруют. Перепечатка чужих публикаций, бешеный рерайт до неузнаваемости, визуальные материалы без ссылки на авторов и т.д. , и т.п. Журналисты к этому привыкли, сегодня у тебя украли — завтра ты украл. Свои люди — сочтёмся. Непосредственно на работу СМИ это не повлияет, посмеются, что “дурачки спалились”, и всё. Или, как шутят в белорусских редакциях, “кто никогда ни у кого не крал текстов, пусть первым бросит камень в обвиняемых по делу БелТА», — саркастически заметил Зимовский.

Однако сомневаться в том, что все обвиняемые понесут ответственность, не приходится, добавил собеседник НСН. Некоторые из них, кроме прочего, будут лишены возможности занимать руководящие посты.

«В правовом смысле я рекомендую обратить внимание на следующие позиции. Во-первых, перевод фигурантов “дела БелТА” в разряд обвиняемых. В белорусской юридической практике это гарантирует, что все они будут привлечены к уголовной ответственности. Видимо, досудебная сделка не обсуждалась или провалилась. Во-вторых, команду на привлечение подследственных в качестве обвиняемых белорусские следователи всегда получают сверху. Скажем, от начальника следственного управления, либо от начальника белорусского СК. Либо дальше по восходящей. В любом случае, в деле обязана быть такая бумага, защита может попытаться её истребовать. Чтобы оценить уровень угрозы реального срока, например.

И «last but not least», как говорят у них. Большинство обвиняемых, как я слышал от верных людей, признали свою вину. То есть, они вроде как стоят в позе деятельного раскаяния, а следствие сдало себе все козыри. Процессуальная позиция белорусского Следственного комитета в таком случае выглядит железобетонной. Насколько велико давление на обвиняемых журналистов, трудно сказать. Да и не та они публика, чтобы идти в отказ или играть в молчанку. У них такая статья, которая допускает финансовую ответственность, то есть, штрафные санкции, а ответственность реальная, когда придётся отсидеть срок, не столь велика — до двух лет. Но люди, которые руководили осваиванием и монетизацией украденных информационных материалов “БелТА”, в дальнейшем, по суду, не смогут занимать руководящие должности в СМИ», — заключил Александр Зимовский.

Ранее Александр Зимовский рассказал подробно НСН, за чем могли охотиться обвиняемые журналисты. Тогда он предполагал, что дело будет решено в досудебном порядке.

Комментарий для НСН