«Метрическая» система

Отец Габриель Мутон из церкви Святого Павла в Лионе предложил, чтобы Франция разработала совершенно новый набор десятичных весов и измерений, базирующийся на согласованной доле длины одной минуты дуги вновь измеренной полярной окружности планеты. Идея немедленно захватила у;мы ведущих ученых, но Жан Пикар не согласился с предложенным Габриелем Мутоном способом вычисления новой единицы линейного измерения длины. В противовес идее Мутона он вместе с Оле Рёмером (видным ученым из Копенгагена, долго жившим во Франции и Германии) предложил, чтобы новая линейная единица длины, на которой основывалось бы все остальное, базировалась на точной длине маятника с колебанием одна секунда времени.Неожиданно к жизни была возвращена метрическая система. Поскольку первая мысль о метре была связана с секундным маятником и поскольку французские ученые следовали той же логике, что и их шумерские предтечи, двойной куш вернулся под новым именем!

Представляется, что никто из этих французских ученых не задавался вопросом, что же такое секунда времени или как она получилась, они просто исходили из того, что она составляет 1/861400 часть среднего солнечного дня. Они знали, что она происходит из Древней Месопотамии, но шумерская культура в то время не была изучена. Только много позже археологи начали раскопки песков Месопотамии, которые обнаружили сотни клинописных табличек, и люди постепенно стали замечать поразительное сходство между шумерской измерительной системой и системой метрической. Профессор Стеччини говорил, в какое смятение пришли академические круги, столкнувшись с фактом схождения новой и научно обоснованной системы с системой, созданной самой древней из письменно зафиксированных культур планеты.

Одно время среди ученых шли большие споры по поводу месопотамских линейных мер длины, веса и объема и их «вписываемости» в метрическую систему. В академической науке стало принято полностью отрицать, что шумеры или вавилоняне могли изготовлять или изготовляли кубы с ребром одна десятая полукуша для того, чтобы создать полномасштабную измерительную систему.

Перед нами самоочевидные факты, и причина, по которой метрическая система столь схожа с месопотамской моделью, не загадка.

Метр был выбран по той причине, что это проверяемая геофизическая единица, и был принят потому, что составляет величину, очень близкую к секундному маятнику, который сам по себе овладел вниманием ученых со времени Ньютона. Достаточно вспомнить, что, когда в XIX веке в Британии были приняты законы о стандартных весах и мерах, одновременно выпустили инструкции по поводу того, что в случае утраты созданных единиц измерений следует прибегнуть к проверке мер и весов с помощью маятника.

Французские ученые, которые не доверяли существовавшим в их время средствам замера времени, несомненно, были бы поражены, узнав, что в один прекрасный день их метр будет определяться как расстояние, которое свет проходит в вакууме за временной интервал в 1/299 792 458 секунды. Сейчас мы располагаем научными инструментами для измерения таких крошечных событий, но факт остается фактом, истинный секундный маятник лежит за пределами этого определения. Учитывая, что длина маятника несколько меняется в зависимости от широты географической точки, где ее проверяют, жрецы-астрономы древних времен проделали великолепную работу, не только определив секунду времени, но также продемонстрировав, что она значит в линейном выражении. Маятник длиной полкуша отсчитывает секунды с ошибкой в какую-то одну пятитысячную секунды, это ошибка, которую может заметить разве что самый дотошный жокей на ответственных скачках.

Мы были более чем озадачены, когда обнаружили, что сферы с диаметром, измеренном в мегалитических единицах, дают объемы, соответствующие кубическим метрам, литрам и метрическим тоннам. Прежде это казалось невероятным, но теперь мы видели, как выстраивается определенная линия. Использование секунды и маятника вывело французскую группу на старинную матрицу, которая объективно основывалась на вращении Земли. Теперь нам требовалось основательно разобраться в том, что такое секунда времени, но сначала мы решили выяснить, не имеется ли каких-нибудь измерительных систем, созданных в недалеком прошлом, которые могли бы добавить еще один кусочек к нашей головоломке.

Выводы:

❖ После свершения Французской революции Академия наук решила ввести новую десятичную систему мер и весов, которая должна была основываться на длине маятника, дающего временной интервал одна секунда. Использование этой древней мегалитической меры времени автоматически воспроизводило двойной шумерский куш, и автор этого повторного изобретения не подозревал об этом. В конце концов французские ученые должны были согласиться, что их хронометры недостаточно точны, чтобы измерить точную величину секунды, и по этой причине они в качестве основания для новой метрической системы использовали подразделение земного шара от экватора до Северного полюса. Метр, на котором они остановились, составлял одну 10 000 000-ю часть квадранта Земли и по длине был исключительно близок к длине секундного маятника, которую они первоначально хотели получить.

❖ Секундный маятник использовался как запасное средство воспроизведения метра, и даже стандартная система прибегала к этой технологии в случае чрезвычайных ситуаций. Повторив изобретение двойного куша, французы перевоплотили старинные мегалитические единицы мер и весов, прибегнув к помощи куба с ребром, равным одной десятой метра. Профессор Ливио К. Стеччини показал, что эта, считавшаяся новой, научно обоснованная система фактически была идентичной той, которой пользовались жители Месопотамии несколько тысячелетий назад.

❖ Мы так и не объяснили, почему сферы с диаметрами в мегалитических измерениях дают объемы в метрическом измерении, но мы установили, что «метрическая» система далеко не изобретение недавнего времени, как широко принято считать.

Кристофер Найт, Алан Батлер «ЦИВИЛИЗАЦИЯ № 1»