В дополнение к росту вооружений — увеличению производства пушек, самолетов, а также возросшей численности армии — отмечается и другой рост, на который в цивилизованных странах порой не обращают должного внимания, — чудовищный рост налогообложения населения. В этой области Третий рейх достиг высоких результатов. Хотелось бы, чтобы в Швейцарии да и в других демократиях, где часто высказывается восхищение «порядком», установленным в странах с диктаторскими режимами, было уделено большее внимание проблеме налогообложения населения. В частности, следует сравнить процент налога, идущего на оборонительные нужды в Швейцарии, с величиной налога, который должны платить «расовые члены сообщества» Великой Германии для выполнения мечты фюрера о всемирной славе.
Передо мной лежит сборник прямых и опосредованных налогов, установленных в Германии. В брошюре на 120 страницах приведен ряд статистических таблиц. На последней странице указаны «возможные изменения»…
В рейхе в 1939 году установлен 21 налог, в том числе 12 поимущественных и 9 коммунальных, не считая местных сборов, с помощью которых муниципалитеты пытаются покрыть собственные расходы. Кроме того, есть и так называемые «добровольные пожертвования» типа «зимней помощи».
Перечень поимущественных налогов:
1. Подоходный налог
2. Налог с заработной платы
3. Налог с основного капитала
4. Директорский налог
5. Гражданский налог
6. Налог на вооружение
7. Корпоративный налог
8. Лицензионный налог
9. Налог на недвижимость
10. Обложение на экономическое развитие
11. Эмиграционный налог (для желающих выехать из Германии)
12. Налог на наследство.
В брошюре приведен календарь с указанием сроков уплаты тех или иных налогов (по дням и месяцам). По сути дела, не было ни одного месяца, свободного от уплаты какого-нибудь налога. В феврале и августе было, например, по восьми таких дней — 5-го числа два налога, 10-го числа три налога, 15-го числа два налога и 20-го числа еще один налог. В брошюре указывалось: «Сроки уплаты налогов должны строго соблюдаться». Какие-либо отсрочки не предусмотрены.
Основным был, конечно, подоходный налог. С социальной точки зрения следует отметить, что для семейных в зависимости от числа детей предусматривались определенные льготы. Налог на одиноких граждан был настолько велик, что они не могли скопить немного денег на создание собственного жилища. Вдовцы и разведенные до определенного возраста рассматривались как «одиночки».
Приводим размеры налогов на различные категории граждан: одиночки (1), супружеские пары без детей (2) и семейные с двумя детьми (3). Суммы налогов приводятся в рейхсмарках. Обменный курс в 1939 году составлял 2,49 марки за 1 американский доллар.
Для несемейных граждан, зарабатывавших 100 000 марок в год, налог составлял ровно половину. Для зарабатывающих от 50 000 до 100 000 марок налог в процентном исчислении оставался тем же, что и для 50 000 марок. Вдовцы, разведенные и женщины, имевшие еврейских детей, рассматривались как одиночки.
Суммы налога с заработной платы были также весьма высоки. В среднем этот налог составлял 15 процентов от заработка.
Гражданский налог возрастал прогрессивно с 2 до 50 марок при годовом доходе до 20 000 марок.
Налог на недвижимость составлял в основном 0,5 процента ее стоимости.
Налог на наследство имел пять градаций и возрастал с 2 до 15 процентов на небольшие суммы и от 7 до 34 процентов на суммы в 500 000 марок и выше.
Лицензионный налог брался с общей суммы капитализации, годового дохода и заработной платы индивидуального предпринимателя. Налог этот был особенно тягостным, что вызывало недовольство среди слоев населения, из которых в свое время набиралось наибольшее число гитлеровских последователей.
Во всяком случае, внимательное прочтение брошюры создает впечатление, что часто упоминаемый термин «лимит способности терпеть» имеет прямое отношение к налогообложению. Демократия не только защищает наши гражданские свободы, но и оберегает нас от рабства в течение нескольких месяцев в году, посвященных исключительно уплате налогов.
В Англии тоже относительно высокие налоги, но они касаются, главным образом, людей с высокими доходами. Однако, поскольку законодательные системы в Англии и Германии различны, сопоставлять их довольно трудно. Немецкая налоговая система вместе с тем требует наличия сложного исполнительного и контрольного аппарата, который также оплачивается из кармана налогоплательщика.