Неман, 1812. Логистика

Снаряжение занимало Наполеона не меньше, чем организация войск. В Данциге, помимо годового запаса продовольствия для гарнизона в 15000 человек, он запланировал создать и годовой запас продовольствия для армии в 400—500 тысяч человек. Ранее он приказывал генералу Раппу следить за поставками зерна в этот город, который являлся одним из крупнейших хранилищ зерна в Европе, чтобы быть осведомленным о всех складируемых количествах зерна и в надлежащее время закупить его. Теперь, приняв решение, он приказал приступать к закупкам и довести их до 600—700 квинталов ячменя и нескольких миллионов буассо овса. Три кассы, в Данциге, Магдебурге и Майнце, известные ему одному, тайно поставляли необходимые средства для этих закупок.

Но это было еще не всё. Следовало обеспечить себя и транспортом, чтобы везти продовольствие вслед за армией. Наполеон уже предписывал произвести реорганизацию некоторого количества обозных батальонов, которые могли теперь запрягать и везти около 1500 повозок, груженных сухарями. Постоянно раздумывая о занимавшем его предмете, он изобрел новые транспортные средства, более мощные и хитроумные.

Обычный фургон, запряженный четверкой лошадей и управляемый двумя людьми, подходил для перевозки хлеба на каждый день вслед за корпусами. Один фургон обеспечивал пищу одному батальону на один день. Наполеону, желавшему, чтобы за ним следовал запас продовольствия на пятьдесят—шестьдесят дней для всей армии, нужно было другое. Он придумал большие фуры, способные принимать груз, в десять раз превосходивший груз обычного фургона, в которые будет запрягаться восьмерка лошадей и которыми смогут управлять четыре или даже три человека. Результат увеличивался в десять раз, а расходы на тягу и управление — от силы в два раза.

Между тем, сочтя, по зрелом размышлении, такую повозку слишком тяжелой для топких дорог Польши и Литвы, Наполеон решил остановиться на повозках, запрягаемых четверкой лошадей и управляемых двумя людьми, что позволило бы, оставив неизменной организацию обозов, перевозить в три-четыре раза больше, чем в обычных фургонах. Он тотчас распорядился соорудить фуры такого образца во Франции, Германии и Италии, где находились сборные пункты обозных батальонов, дабы корпуса были снабжены и прежними фургонами для перевозки хлеба и новыми фурами для перевозки месячного или двухмесячного запаса провианта.

Дабы предугадать все возможные случаи, он добавил к снаряжению франш-контийские повозки и бычьи упряжки. Франш-контийские повозки, как известно, легки, ходки и запряжены одной лошадью, приученной следовать за той, что движется перед ней, так что один человек может управлять несколькими повозками. Бычьи упряжки медлительны, но быки упорны и сильны, вырывают упряжки из самых глубоких рытвин, а во время отдыха щиплют траву рядом с колесом и, оказав величайшие услуги днем, не доставляют никаких хлопот вечером. Наконец, бык может и сам послужить пищей, и гораздо лучшей, чем лошадь, которую можно употреблять в пищу только в самом крайнем случае. По этим причинам Наполеон решил прибавить к восьми обозным батальонам, предназначенным для Русской армии, четыре батальона франш-контийских повозок и пять батальонов бычьих упряжек, отдельно определив способ их организации, который позволял погонщикам мигом превращаться в солдат, чтобы защищать вверенный им обоз.

Наполеон полагал, что семнадцать батальонов, насчитывавших пять-шесть тысяч повозок, смогут обеспечить ему запас продовольствия на два месяца для 200 тысяч человек или на сорок дней для 300 тысяч. Этого ему было довольно, ибо в Данциге он рассчитывал погрузить свои запасы на корабли, доставить их по Висле во Фриш-Гаф, из Фриш-Гафа в Прегель, а из Прегеля по каналам в Неман. Он даже отправил нескольких морских офицеров для составления тайного плана навигации.

Собрав на Немане 500—600 тысяч человек, Наполеон намеревался увести с собой в Россию не более 300 тысяч. Располагая сорокадневным запасом продовольствия на повозках, он надеялся обеспечить средства существования, учитывая и всё то, что удастся раздобывать на местах, ибо русские могли иногда и не успевать всё уничтожить. Разрушение — это отвратительный труд, требующий, к тому же, времени, а пример Португалии доказывал, что неприятелю, даже решительным образом настроенному не пощадить ничего, времени может не хватить.

Такое количество (5—6) повозок предполагали 8—10 тысяч человек для управления ими и 18—20 тысяч лошадей и быков для упряжек. Если добавить к этим животным 30 тысяч артиллерийских и приблизительно 80 тысяч кавалерийских лошадей, можно составить представление о трудностях, которые приходилось преодолевать в области обеспечения запасами, ибо следовало позаботиться и о том, чтобы животные, благодаря которым будет жить армия, могли выжить сами. Эту последнюю проблему Наполеон надеялся решить, начав наступательные операции только тогда, когда появится трава.

Зная, что солдаты больше любят хлеб, чем сухари, и что главная трудность не в том, чтобы испечь хлеб, а в том, чтобы превратить в муку зерно, он приказал помолоть большую часть зерна в Данциге, спрятать муку в бочонки и нанять каменщиков, дабы строить печи везде, где будет останавливаться армия. Каменщики присоединялись к рабочим войскам, уже включавшим пекарей, плотников, кузнецов, понтонеров и проч.

Луи-Адольф Тьер, «История Консульства и Империи»