Беларусь доваряжская

И было в VIII век от Рождества Христова древним белорусам счастье. С этого времени они на 1000 лет стали средневековыми белорусами. Восьмой век ознаменовался началом средневекового климатического оптимума. Для простоты восприятия скажу, что в то время климат Средневековой Беларуси был похож на климат современной Южной Германии. Положительные температуры отмечались с марта по декабрь. Погода благоприятствовала любви.

Примерно в это же время основой экономики средневековых белорусов окончательно становится земледелие. Охотничьи угодья белорусских средневековых кланов приобретают очертания сельскохозяйственных владений. Конечно, юридически никакой собственности не существовало. Угодьями владели по обычаю. Если клан, в условиях подсечно-огневого земледелия, переходил на новый участок, никаких прав на брошенное поле он не сохранял.

Средневековые белорусы жили в лесных деревнях в один-два двора, реже — в три-четыре двора. Землю обрабатывали не всем родом, а семьями. В основном, семьи были патриархальными, большими. Но встречались и обычные парные семьи по типу «муж и жена — одна сатана». В целом, жизнь всё-таки была полукочевая.

Участок использовали 1–3 года на супесях и до 5–8 лет – на суглинках. Урожаи зерна в первые годы после подсечки бывали очень высоки. По разным источникам, они составляли от сам-10 до сам-30 (сам – универсальная мера урожайности, отношение объема собранного зерна к посеянному), а некоторые оптимисты-учёные говорят, что и сам-100. Затем урожайность резко падала: зола вымывалась из верхнего слоя почвы. Для восстановления плодородия почвы участок оставляли вновь зарастать лесом. А сами шли дальше.

Поначалу, натурально, либо мотыжили, либо пахали на себе (на жёнах, детях, тёщах, невестках etc.) Но потом пришла деревянная соха, и всё изменилось. В условиях леса вспашка на волах/быках не прижилась. Для сохи больше сгодилась лошадь. И, как я уже говорил ранее, средневековый белорус, идущий за сохой, превратился в основного кормильца. Одновременно он прочно укрепил своё положение в семье, стал её главой.

Каменных построек средневековые белорусы не знали примерно до середины Х века. Да и зачем им, когда столько леса вокруг? Вали — не хочу.

Не стану здесь останавливаться подробно на устройстве жилища средневекового белоруса. Схематично опишу: изба (хата) включала в себя сени и клеть. Топили по-чёрному. Люди и мелкая домашняя скотина жили вместе, среди надворных построек был хлев, овин, житница/гумно. Колодец рыли, но не всегда, воды чистой вокруг хватало с избытком.

Средневековый белорус сам себя и семью кормил, поил и одевал. Лесной, и даже где-то таёжный характер ландшафта, делал средневековых белорусов почти неуязвимыми для любых внешних вторжений. Для общения среди своих у средневековых белорусов имелись городища, расположенные в местах, пригодных для коллективной обороны: на вершине холма или моренной гряды, на речном мысу или на острове. Вообще, средневековые белорусы считали естественные водные преграды наиболее пригодными элементами в системе обороны большинства городищ. Но к этому вопросу мы вернёмся позже, тем более, что у нас там где-то уже маячит славный город Полоцк.

(последует)