Русификация американской политики устрашения

Стратегия национальной безопасности США, представленная 18 декабря, отражает реальное положение вещей. Основной упор сделан на средства устрашения, эффективность которых, по мнению создателей документа, в последние годы снизилась. Согласно тексту документа, складывается тревожная картина:

Из-за распространения точного и недорогого оружия и использования кибероружия государства и негосударственные организации из числа врагов Америки получили возможность причинять ущерб США в различных областях. Оспаривается главенство Америки на земле, в воздухе, на море, в космосе и в киберпространстве. Кроме того, противники способны атаковать США, не прибегая к использованию ядерного оружия. Они могут повредить американскую экономику и препятствовать размещению войск.

Политики и военные стратеги США, наконец, приняли во внимание то, что благодаря высокоточному оружию Россия может нанести удар с большого расстояния, а вскоре такая возможность появится и у других стран наподобие Китая и Индии. В связи с этим стратегический баланс кардинально изменился. На протяжении 25 лет только Америка была способна нанести мощный неядерный удар, но со временем США оказались в той же ситуации, что и Россия и Китай после завершения холодной войны: над страной нависла угроза неядерной атаки.

В конце 2013 года Владимир Путин объявил о том, что Россия разрабатывает неядерное оружие большой дальности, но американские аналитики не придали этому значения. В декабре 2014 года Москва опубликовала военную доктрину, в которой выразила своё мнение по поводу неядерных средств сдерживания. Этот документ был воспринят с большим интересом. Но из-за уверенности в том, что Россия не сможет сравняться по силам с Америкой, немногие восприняли всерьёз подобные заявления и их последствия. Американские аналитики опомнились лишь после того, как Россия применила в Сирии неядерные крылатые ракеты большой дальности морского и воздушного базирования.

До сих пор неизвестно, к чему приведёт это навёрстывание по части стратегической мощи со стороны России. Сложно предположить, как отреагирует Америка и её союзники, и какие ответные меры предпримет Россия. Но Америка, как минимум, начала обращать внимание на происходящее.

Наблюдается заметное сходство между содержанием Стратегии национальной безопасности США и недавно опубликованной Стратегии национальной безопасности России, пункт 15 которой гласит:

Возможности поддержания глобальной и региональной стабильности существенно снижаются при размещении в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке компонентов системы противоракетной обороны США, в условиях практической реализации концепции «глобального удара», развертывания стратегических неядерных систем высокоточного оружия, а также в случае размещения оружия в космосе.

Действительно, неядерное американское оружие, размещённое на Балканах, не даёт покоя российским военным стратегам с момента его появления в 1999 году. Изначально в ответ на это Россия стала уделять большее внимание ядерным силам, планируя на неядерную атаку отреагировать ограниченным ядерным ударом. В то же время, Москва заявляла, что это были временные меры, и значимость ядерного оружия снизится, как только Россия обретёт неядерную мощь. В прошлом месяце начальник Генерального штаба ВС РФ Валерий Герасимов подтвердил, что в дальнейшем российская политика устрашения будет построена на использовании обычного, а не ядерного оружия.

Теперь и у Америки появились схожие с российскими опасения. В зависимости от политических решений, это может привести к позитивным или негативным последствиям.

Позитивный момент в том, что в равных условиях проще вести переговоры об ограничении вооружений. В течение многих лет Америка отказывалась обсуждать с Россией ограничение обычных вооружений, так как обладала неоспоримым преимуществом в этой сфере. Ситуация изменилась, Америке стоит пересмотреть свои взгляды, и аналитики, воспринимающие намерения России всерьёз, осознали это ещё в 2013 году (а может быть, и раньше). Судя по всему, Вашингтон начинает адекватно оценивать происходящее, и благодаря этому появляются общие темы для обсуждения и стремление установить контроль над использованием обычного оружия. Возможно, стратегическая обстановка стабилизируется, и удастся избежать не только ядерной войны, но и масштабного конфликта с применением обычного оружия, который способен перерасти в ядерный.

Негативный момент – это старт новой гонки вооружений. Если две страны не смогут наладить диалог, то Америка может отреагировать схожим образом. В Стратегии национальной безопасности США упомянута необходимость обрести превосходство над соперником, которое проявляется в создании силы, «способной вести масштабные и продолжительные действия, чтобы добиться победы в разнообразных условиях». Тревожно звучит заявление, согласно которому упомянутая выше сила должна «убедить противников в том, что Америка может не только наказать своих врагов, но обязательно одержит над ними победу». Это похоже на начало гонки вооружений, она представляет собой стремление к превосходству, которого Америка стабильно пыталась достичь (и так же стабильно не достигала) во время холодной войны.

Из ситуации со стратегическим неядерным оружием стоит извлечь урок. Америка была монополистом в этой сфере на протяжении 24 лет: в 1991 году США впервые применили это оружие против Ирака, а в 2015 году Россия воспользовалась им в Сирии. Возможно, Америке не стоит предпринимать очередную напрасную попытку участия в гонке вооружений (особенно с учётом финансовых ограничений). Вместо этого следует сдержать потенциал России, Китая, Индии и других стран с помощью контроля над вооружением. В политических кругах Вашингтона эта стратегия непопулярна. Американцам остаётся лишь надеяться, что современные политики окажутся столь же дальновидными и мудрыми, как их предшественники в 1970-х и 1980-х годах.

Источник

Перевод для MixedNews — Антон Комаров