Брюссель на три часа

Александр Лукашенко не примет участие в саммите «Восточного партнерства», который состоится 24 ноября в Брюсселе. Как сообщает Независимая газета, белорусскую делегацию на этом мероприятии возглавит министр иностранных дел Владимир Макей. Дипломат подчеркнул, что Минск заинтересован в продолжении сотрудничества с ЕС в рамках программы «Восточное партнерство» и рассматривает её, как «инструмент развития неполитизированного взаимодействия».

Политолог и эксперт по Белоруссии Александр Зимовский в беседе с НСН рассказал, с чем связано нежелание Александра Лукашенко отправиться на саммит в Брюссель:

«Для начала хочу отметить, что «отказался от поездки» — не совсем корректная формулировка, потому что там была «вилка» вариантов. Приглашалась белорусская сторона, но состав делегации оставался на усмотрение Минска. Поэтому «гипотетический» отказ Лукашенко можно объяснить несколькими соображениями.

Во-первых, это чисто эстетическая причина, потому что на саммите не будет возможности снять красивую картинку для белорусского телевидения. Там не будет ни почётного караула в меховых шапках, ни золочёной кареты, которая повезёт высокого гостя в королевский дворец Пале-Рояль де Брюссель. Когда белорусского лидера в аэропорту встречают несколько клерков из ЕС и группа сотрудников белорусского полпредства – этого совершенно недостаточно для медийной раскрутки события», — заявил собеседник НСН.

Кроме того, по словам Александра Зимовского, в числе причин можно назвать и то, что белорусам не удалось согласовать расширенную программу пребывания Александра Лукашенко в Брюсселе. На полях саммита не предполагалось его встреч с европейскими лидерами, что уже само по себе обидно.

«Я посмотрел программу саммита, где участвуют главы государств и делегации, и могу сказать, что она выглядит очень «стерильно»: заезд, рабочее заседание, общий снимок, ланч, совместная пресс-конференция и разъезд. Как говорится, встретили по одёжке, проводили тоже плохо.

Для Лукашенко – это не масштаб. Поездка в Брюссель на три часа не имеет для него смысла. Кроме того, белорусский президент любит посещать, среди прочего, зарубежные сельскохозяйственные объекты. Скажем, ферму какого-нибудь фламандского агрария или животноводческий кооператив, для изучения передового опыта.

Однако это уже не входит в компетенцию организаторов саммита. А бельгийцы, видимо, не проявили в данном вопросе ни понимания, ни энтузиазма», — подчеркнул эксперт.

Отвечая на вопрос о том, даёт ли белорусский лидер своими действиями понять ЕС, что его курс – это сближение с РФ, политолог заострил внимание всего на двух цифрах: «Говоря о незримом присутствии российского фактора на этом саммите, я приведу всего две цифры. Начиная с 2014 года, Беларусь получила от ЕС в рамках «Восточного партнёрства» 91,5 миллиона евро. И за этот же период страна, по информации белорусского Минфина и местного Нацбанка, получила от России только финансовой помощи на 6 миллиардов долларов. Поэтому нет ничего удивительного, что в Минске разумно решили, не портить себе кредитную историю участием президента в таком формальном мероприятии, подтекст которого достаточно «антироссийский».

К тому же, в Брюсселе находится небольшая, но достаточно злобная диаспора белорусских политэмигрантов. Там есть шансы нарваться на толпу с агрессивными плакатами, и президент может узнать о себе много нового. При этом европейская сторона не даёт никаких гарантий, что обеспечит защиту от метателей тортов или метателей яиц. Ссылаясь, разумеется на демократию, свободу мнений и свободу собраний. Вот эти вот все сопутствующие издержки перевесили те бонусы, которые гипотетически мог получить Лукашенко от участия в саммите. Полагаю, что именно этим и вызван его отказ», — заявил НСН Зимовский.

Резюмируя, эксперт добавил, что Евросоюз в случае с Белоруссией ориентируется не на конкретных персон, а на институты.

«Евросоюз достаточно мягко, но настойчиво работает с основными белорусскими институциями, формирует программу участия для чиновников и молодых предпринимателей/бизнесменов. А Лукашенко остаётся в стороне от этих программ, потому что ЕС пытается принимать участие в формировании новой белоруской элиты, более проевропейских структур, организаций и настроений. В данном случае, белорусский лидер выступает просто как глава государства, но его лично склонять и уговаривать перейти на европейские ценности уже бесполезно и не имеет смысла», — заключил политолог.

Добавим, очередной саммит «Восточного партнерства» должен состояться в предстоящую пятницу, 24 ноября. Это программа является политической инициативой ЕС, которая должна повлиять на сближение с Евросоюзом шести стран. В их число входят Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина. Предполагается, что программа может повысить уровень политического взаимодействия, однако она не предполагает перспективы членства в ЕС.

Комментарий НСН, полная версия.