Пропаганда с пониженной социальной ответственностью

«Пропаганда не справилась» — много было таких каментов в ходе жарких обсуждений «печанского дела». Милые мои, да она и не пыталась справиться.

Пропаганда – это не девочка, которая, хлопая глазёнками, читает по бумажке продиктованный на её мобилу текст указующий. Пропаганда – комплекс серьёзных многослойных мероприятий, осознанный контроль информационных потоков. Она включает не просто говорение в пустоту, а управление условиями циркулирования информации в нынешнем белорусском (да и в любом) социуме. И у пропаганды/контрпропаганды всегда есть вполне конкретная цель.В данном случае задачей белорусской пропаганды (того, что от неё осталось) было быстрое и решительное изменение баланса сил в белорусском медиапространстве. Проще говоря, требовалось срочно поменять повестку дня, стихийно порождённую «печанским делом»; представить эту повестку в выгодном для власти ключе. Ну, на крайняк, в нейтральном.

Дебют

В дебюте «печанское дело» даже не смогли правильно упаковать. Хотя в первые часы инициатива принадлежала именно представителям армии и госорганов. Информацию о гибели военнослужащего они сами слепили, по шаблону, и отдали прессе. И решили, что отпизделись. Казалось, это была хорошая попытка, но нет.

Ведь не первый раз гибнет солдат именно в Печах, и именно в 2017 году. Всего за 10 месяцев этого года в Борисовском гарнизоне погибло четверо солдат. Эту информацию я нашёл в интернете за 15 секунд. Ну, то есть задача, не требующая вообще никаких усилий.

Неудивительно, что так и поступили журналисты почти всех белорусских СМИ, подконтрольных оппозиции. И не поступили журналисты государственных СМИ. Между тем, в любой серьёзной конторе (МО РБ – контора серьёзная, я пока в этом ещё уверен) полагается иметь протокол осуществления информационных мероприятий на разные случаи жизни.

Объясню на примере маркетинга. Белорусская армия – это бренд. Бренд, кропотливо созданный многими талантливыми офицерами-пропагандистами, прошедшими школу военно-политической и пропагандистской подготовки в СССР. Белорусская армия — очень качественный бренд. Был.

Что делает руководство бренда, когда возникает кризис. Гасит в зародыше или минимизирует ущерб. Ну, вот вам, тупо, пример взаимоотношений мировых брендов с теннисисткой Шараповой. Возник кризис с мельдонием. И мгновенно Nike, Porsche и TAG Heuer разорвали отношения с Шараповой. Чтобы не «позорила». Без суда, как говорится, и следствия.

Минобороны сразу по такому пути не пошло, и как выяснилось, напрасно. Даже контрольно-пропускной режим в гарнизоне после ЧП не был ужесточён. Хотя в таких случаях любая армия держит глухую, но активную оборону от прессы. Не утаивает информацию, как вы сейчас радостно предположили, нет.

Напротив, пресс-офицеры, как и штатские пиарщики, активно управляют процессами: определяют, кого пригласить на брифинг; когда выдать следующую порцию новостей по кризисной теме; с кем поделиться офф-рекордс; для кого «случайно» забыть на столе нужную бумажку с информацией, предназначенной к реализации в СМИ. Ребята, у вас же ЧП, вы соберитесь, сконцентрируйтесь. Да хуй там.

Зато пресса с радостью ухватилась за подаренную возможность вцепиться зубами в зады, обтянутые штанами с лампасами.

Миттельшпиль

Технически всё было просто. Подъехали в Печи, задали солдатикам несколько вопросов, установили личность погибшего, нашли родителей. Сели, поговорили с родителями, получили факты. О работе с фактами я ещё пару слов потом добавлю. Продолжили информационное сопровождение, включая возвращение тела погибшего военнослужащего на родину, в Пинск, опрос его друзей и знакомых по гражданке, участие в похоронах.

Обратите внимание – на всех этих этапах полностью отсутствует проактивность подачи информации официальными представителями военного командования и следственных органов. Равно, как и попытки управлять этой информацией.

Да и вообще, в обозреваемый период «печанского дела» представители военной и гражданской администрации сидят по уши в говне, и покорно обтекают. Как «душары» возле дыры в солдатском сортире в/ч 43064. Вы почитайте под этими материалами белорусских СМИ каменты и всё. Нет, вы почитайте и всё.

Зато «Наша Нiва» (и как СМИ, и как собирательный образ подконтрольных белорусской оппозиции ресурсов) полностью замкнула на себя управление информацией о «печанском деле» и завладела инициативой. Хотя на руках у журналистов были только собственные путаные заявления официальных лиц и рассказ родителей погибшего. Все остальные свидетели, предоставившие сочную фактуру (пьяные оргии с проститутками на двухъярусных солдатских кроватях, вот это всё) пожелали остаться неизвестными (см. выше). «Печанское дело» приобрело вирусный характер.

В инфосфере вирус размножается очень быстро потому что пользователи теперь обладают широкими возможностями ничем не сдерживаемого комментирования. Медиа, в свою очередь, обожают, когда их комментируют. Модель такая: публикуешь материал, собираешь комментарии — обобщаешь необходимые комментарии — публикуешь на их основе материал — собираешь комментарии — и понеслась...

Ну, а заголовки типа «Выходи, падла!» приняли на свой счёт, видно, не только сержанты и прапорщики, но и чины с куда как бОльшими звёздами на погонах. И быстро стушевались. Армия сделала самое позорное и беспомощное: заявила, что злые враги развернули кампанию дискредитации белорусской армии. То есть окончательно подтвердила свою неспособность вести какое-либо информационное противоборство.

После этого, под нарастающим давлением подконтрольных оппозиции СМИ, тема удостоилась обсуждения на закрытом совещании Лукашенко с генералитетом. Оттуда привычно выкатили формулировку «дело на контроле». На что пресса и общественность живо возразили: «А почему остальные дела по гибели военнослужащих были не на контроле?» В общем, слова «на контроле» уже в момент артикулирования были недостаточной реакцией.

После этого военные и гражданские власти Беларуси оказались в жесточайшем цугцванге.

Цугцванг, но не эндшпиль

Министр обороны, под нажимом общественности, не дожидаясь окончания следствия (sic!) снял с должности командира в/ч 43064 и уволил нескольких офицеров/прапорщиков со службы. То есть тему слил и, de facto, потерял лицо перед белорусским офицерским корпусом.

Следствие, впрочем, ещё идёт, но ясно, как на ладони, что дальнейшее развитие ситуации под давлением подконтрольных оппозиции СМИ будет канализировано в направлении отставки самого министра обороны. Ведь теперь уже речь идет о сохранении лица совсем другого высшего должностного лица. Вдобавок, информационный кризис вокруг «печанского дела» некстати засветил и вылезшую из-под ковра президентского дворца свару бульдогов из белорусских силовых ведомств.

Но на этот сеанс одновременной игры вы уж сами скидывайтесь, уважаемые любители острых шахматных ощущений.