Страх перед борцами с «Матильдой», на самом деле, вполне себе объяснимый. Просто оказалось, что всуе поминаемый народ-богоносец – это не метафора. И у этого народа, на минуточку, есть собственный образ прошлого. С царём в голове, как мы теперь понимаем.
Вот у нас и выходит, что исконный русский народ-богоносец противостоит исконному русскому режиссёру Учителю и исконной русской балерине Матильде Кшесинской.
Нервная реакция передовых людей нашего Отечества на консолидацию защитников последнего русского государя императора имеет свои причины. И, в первую голову, причина эта – недоумение. Вроде, так всё хорошо складывалось и вот, будьте-нате: из ниоткуда вылезла мобилизация консервативных настроений. Тут вам и масса, ощутившая себя реальной силой, и религиозно-национальная традиция, и охранительный моральный запрос, вот это всё... Впрочем, я всё это предвидел. Но к делу.
Ну, то есть православно-монархический активизм оказался в десятки тысяч раз многочисленнее просвещённого активизма либеральной общественности. Санкт-петербургский крестный ход 12 сентября легко победил Болотную площадь числом. Не знаю, как там у них с умением, но с числом точно всё в ажуре.
Удивляться, впрочем, особо нечему. С начала девяностых годов прошлого века российский народ повели по дороге к храму. Ну, вот он и пришёл. Наивно было полагать, что народ пришёл за кротостью и смирением. И столь же наивно, да и бесполезно опрашивать, все ли приходящие в церковь, мечеть, синагогу веруют в Бога. Вера – дело частное, и отчитываться о ней анкетёрам было бы смешно.
Однако мы неплохо постарались и изменили самый образ верующего человека в глазах окружающих. Религиозный человек – это комильфо. Почитание мощей – информационный повод не хуже прочих. СМИ ставят на первые полосы сообщения оперативного Штаба по организации доступа верующих к мощам святителя Николая Мирликийского. Телевидение и новостные порталы скрупулёзно подсчитывают количество приложившихся и радостно выдают эти цифры в эфир.
За оскорбление неосязаемых чувств верующих можно схлопотать реальную двушечку. Священнослужители всех конфессий и религий – желанные гости в эфире федеральных каналов. Не говоря уже о каналах и других СМИ, ставящих перед собой задачи духовно-просветительского окормления. И, как с испугом обнаружили некоторые из тех, кто мостил ту самую дорогу к храму, всё это работает.
Словом, Библейский пояс – он теперь не только в Америке. С поправкой на то, что у русского человека обычно за поясом имеется топор.
И страна, которая ещё совсем недавно заходилась от смеха на сеансах фильмы «Праздник святого Йоргена», вдруг ощутила необходимость сжигать кинозалы, где, по её мнению, глумятся над святым Николаем II Страстотерпцем.