Иллюзия ВВП: присвоенная стоимость как «добавленная»

«Иллюзия ВВП» — это ошибка восприятия, вызванная изъянами в сборе и толковании стандартных экономических данных. Её главный признак — систематическая недооценка вклада низкооплачиваемых рабочих. Разбор темы на примере футболки и чашки кофе — типичных так называемых «глобальных товаров».

Футболка

Возьмём для примера скромную футболку. Тони Норфилд в работе «Что на самом деле значит “китайская цена”» рассказывает о футболке, произведённой в Бангладеш и проданной в Германии за 4,95 евро шведской розничной компанией “Hennes & Mauritz” (“H&M”). “H&M” платит бангладешскому производителю за каждую футболку 1,35 евро, или 28% от окончательной розничной цены, причём сорок евроцентов из этой суммы покрывают стоимость 400 г. хлопка, импортированного из США; ещё 6 центов добавляет к стоимости каждой футболки отправка в Гамбург. Оставшиеся 3,54 евро считаются частью ВВП Германии, где футболка потребляется, и распределяются следующим образом: 2,05 евро отходят немецким перевозчикам, оптовикам, розничным торговцам и рекламодателям (часть этих денег переходит к государству через различные налоги); “H&M” получает в виде прибыли 60 центов за футболку; государство получает 79 центов от розничной цены через 19 % НДС; 16 центов покрывают «другие расходы».

Таким образом, по словам Норфилда,

«большая часть розничной цены отходит государству в виде налогов и широкому кругу работников, руководителей, арендодателей и фирм в Германии. Дешёвые футболки и большой ассортимент других импортных товаров доступны для покупателя и в то же время являются важным источником дохода для государства и населения наиболее богатых стран».

Бангладешский завод производит 125 тыс. футболок в день, из которых половину покупает “H&M”, а остальное — другие западные розничники. Рабочие фабрики, 80% из которых женщины, получают лишь 1,36 евро за смену в 10-12 часов. Станок, за которым они работают, производит 250 футболок в час, или 18 футболок за каждый евроцент зарплаты. Эта фабрика — всего лишь одна из 4,5 тыс. швейных фабрик в Бангладеш, на которых работают 3,5 млн человек. Согласно Норфилду, их низкая зарплата частично объясняет,

«почему богатые страны могут позволить себе множество продавцов, водителей доставки, менеджеров и администраторов, бухгалтеров, рекламщиков, широкий спектр социальных выплат и многое другое. Уровень заработной платы в Бангладеш особенно низок, но даже в разы более высокие зарплаты в других бедных странах приводят к тому же выводу: угнетение трудящихся в более бедных странах — прямая экономическая выгода для огромного количества людей в странах более богатых».

Чашка кофе

Наша картина окончательно сложится с добавлением третьего типичного глобального товара — чашки кофе. Возможно, вы как раз пьёте кофе, пока читаете это — не пролейте на футболку или смартфон! Кофе примечателен тем, что он единственный из основных сельскохозяйственных продуктов, участвующих в международной торговле, не выращивается в империалистических странах (если не считать маленьких плантаций на Гавайях), и поэтому он никогда не был объектом сельскохозяйственных дотаций (как, например, сахар или хлопок), препятствующих свободной торговле. При этом фермеры, выращивающие кофе, переживают времена не менее, а то и более тяжёлые, чем остальные производители сырьевой продукции. Большая часть мирового кофе выращивается на небольших семейных фермах, которые обеспечивают занятость 25 млн фермеров и их семей по всему миру; но в мировой торговле кофе доминируют две американские и две европейские компании (“Sara Lee”, “Kraft”, “Nestlé”, и “Procter & Gamble”). Те, кто выращивает кофе и собирает урожай, получают менее 2% от окончательной розничной цены. Согласно данным Международной организации по кофе, в 2009 году обжарка, продвижение и продажа кофе добавили 31 млрд долл. в ВВП девяти основных импортёров продукта, что более чем вдвое превышает доходы от экспорта всех стран, его производящих.

Как и в случае с остальными глобальными товарами, часть цены чашки кофе, считающаяся добавленной стоимостью, возникшей внутри страны-потребителя, со временем неуклонно повышалась. Наиболее ярок пример такого повышения в Великобритании: между 1975 и 1989 стоимость импорта в среднем составляла 43% розничной цены, между 2000 и 2009 — всего 14%.

Также как, по мнению экономистов и финансистов, ни один цент из прибыли “Apple” не поступает от китайский рабочих, а “H&M” ничем не обязана подвергающимся сверхэксплуатации бангладешским рабочим, так и все прибыли “Starbucks” и “Caffè Nero”, считается, возникают благодаря их продвижению, имиджевой рекламе и гениальному подходу к торговле, и ничего не даёт работа обнищавших земледельцев, собирающих кофейную ягоду. В наших примерах наиболее типичных глобальных товаров валовая прибыль, т.е. разница между себестоимостью и розничной ценой, намного превышает 50%, что увеличивает не только прибыли северных компаний, но и ВВП их стран.

Иллюзия ВВП: присвоенная стоимость как «добавленная»