Учёные предупреждают о шестом массовом вымирании на Земле

Исследователи говорят о «биологической аннигиляции», поскольку согласно новому исследованию в последние десятилетия погибли миллиарды популяций животных.

Согласно новым исследованиям, «биологическая аннигиляция» дикой природы в последние десятилетия свидетельствует о том, что в истории Земли наступает шестое массовое вымирание видов, которое, по мнению исследователей, является более серьёзным, чем предполагалось ранее.

Учёные проанализировали как обычные, так и редкие виды, и обнаружили, что миллиарды региональных или местных популяций исчезли. Они обвиняют людей в перенаселении и чрезмерном потреблении ресурсов и предупреждают, что это угрожает выживанию человеческой цивилизации, а времени для действий очень мало.

Исследование, опубликованное в научном журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences», избегает обычно трезвого тона научных работ и называет массовое вымирание дикой природы «биологической аннигиляцией», которая представляет собой «пугающую угрозу основам человеческой цивилизации».

Профессор Херардо Себалос, в Национальном университете штата Мехико, который возглавлял эту работу, говорит: «Ситуация настолько плоха, что было бы неэтично не использовать сильный язык».

Предыдущие исследования показали, что виды вымирают значительно быстрее, чем это происходило в течение миллионов лет, но даже при этом полные исчезновения остаются относительно редкими, что создаёт впечатление постепенной потери биоразнообразия. Новая работа вместо этого рассматривает ситуацию шире, оценивая многие распространённые виды, которые теряют численность во всем мире по мере сокращения их ареалов, но остаются в других местах.

Учёные обнаружили, что треть из тысяч видов сокращающихся популяций в настоящее время не находятся под угрозой исчезновения, но потеряли до 50% численности в последние десятилетия. Подробные данные доступны для наземных млекопитающих, и почти половина из них за прошлый век сократились на 80%. Миллиарды популяций млекопитающих, птиц, рептилий и земноводных исчезли по всей планете, что привело к тому, что шестое массовое вымирание уже шагнуло дальше, чем считалось.

Процент видов, которые потеряли более чем 80% своего ареала обитания

Миллионы животных вымерли, поскольку мест их обитания становится меньше с каждым годом.

Учёные заключают: «В результате биологическая аннигиляция, очевидно, будет иметь серьёзные экологические, экономические и социальные последствия. Человечество в конечном итоге заплатит очень высокую цену за сокращение единственной биосферы, которую мы знаем во вселенной».

Хотя действия по прекращению спада по-прежнему возможны, перспективы не выглядят хорошо: «Все признаки указывают на все более сильные факторы сокращения биоразнообразия в ближайшие два десятилетия, что рисует мрачную картину будущего жизни, в том числе и человеческой жизни».

Дикая природа вымирает из-за разрушения среды обитания, чрезмерной охоты, токсического загрязнения, вторжения чужеродных видов и изменения климата. Но главной причиной всех этих факторов является «перенаселение людей и рост человеческой популяции, а также чрезмерное потребление, особенно богатыми», говорят учёные, в том числе профессор Поль Эрлих из Стэнфордского университета США, чья книга 1968 года «Популяционная бомба» является фундаментальной, хоть и противоречивой работой.

«Времени для действий очень мало. Нужно много усилий и лет для гуманного сокращения численности населения, но многое можно сделать и с помощью «вспомогательных средств» — заповедников дикой природы, законов о защите биоразнообразия» — Цебаллос говорит, что для финансирования глобальной охраны дикой природы необходимы международные усилия.

Исследование проанализировало данные 27500 разновидностей наземных позвоночных из МСОП и обнаружило, что ареалы их обитания сократились за последние десятилетия на треть. Многие из этих видов весьма привычны нам, говорит Цебаллос и приводит простой пример: «Раньше у нас рядом с Мехико ласточки каждый год вили гнёзда, но последние 10 лет их нет».

Исследователи также указывают на «символический» пример львов: «Лев был исторически распространён на большей части Африки, южной Европы и Ближнего Востока, вплоть до северо-западной Индии. [Сейчас] подавляющее большинство популяций львов исчезло».

Текущие и исторические ареалы обитания львов (оранжевым обозначены исторические ареалы, тёмно-красным — текущие):

Исторически львы жили по всей Африке, на юге Европы, на Ближнем Востоке, вплоть до северо-западной Индии. Сегодня их среда обитания сведена к нескольким крошечным карманам первоначальной области.

Профессор Стюарт Пимм из Университета Дьюка в США не участвовал в данном исследовании, но отметил, что общий вывод верен, хоть он и не согласен с тем, что происходит шестое массовое вымирание: «но мы находимся на его пороге».

Пимм также подчеркнул, что стоит учитывать все данные. «Мы должны быть обеспокоены потерей видов на больших территориях – это так, но есть части света, где достигнут замечательный прогресс. Например в Южной Африке отлично защищают львов».

Робин Фримен из Зоологического общества Лондона, Великобритания, заметил: «Надо смотреть на вещи в совокупности, в деталях присутствует множество нюансов. Интересно, какие факторы вызывают снижение численности в определённых областях?».

Фримен был частью команды, делавшей в 2014 году анализ популяций 3000 видов, который показал, что 50% голов животных вымерли с 1970 года, что соответствует новой работе. Он согласился, что следует использовать сильные метафоры: «Нам нужно, чтобы люди знали об этом катастрофическом вымирании, которое мы наблюдаем».

Ссылки на перенаселённость как первопричину экологических проблем уже давно вызывают сомнения, и заявление Эрлиха в 1968 о том, что сотни миллионов людей умрут от голода в 1970-х годах, оказалось ложным, отчасти из-за появления новых высокоурожайных культур.

Эрлих признал «изъяны» в «Популяционной бомбе», но заметил, что он добился успеха в своей основной цели — оповестить людей о глобальных экологических проблемах и роли человеческого населения в них. Сегодня он продолжает настаивать на своём: «Покажите мне учёного, который утверждает, что нет проблемы с населением, и я скажу, что он идиот».

Пять предыдущих массовых вымираний на Земле

Конец Ордовикского периода, 443 миллиона лет назад

Большой ледниковый период привёл к тому, что уровень моря упал на 100 м, уничтожив 60-70% всех видов, которые в то время обитали в океане. Затем вскоре после того, как лёд растаял, океаны стали испытывать недостаток кислорода.

Поздний Девон, 360 миллионов лет назад

Некое затяжное событие, связанное с изменением климата, очень сильно повлияло на жизнь на мелководье, убив 70% видов, включая почти все кораллы.

Пермь-триасс, 250 миллионов лет назад

Огромное вымирание, охватившее более 95% погибших видов, в том числе трилобитов и гигантских насекомых, что связано с массивными извержениями вулканов в Сибири, что вызвало дикий эпизод глобального потепления.

Триассово-юрский период, 200 миллионов лет назад

Три четверти видов были уничтожены, опять же, скорее всего, из-за еще одного огромного всплеска вулканической активности. После этого на Земле стали процветать динозавры.

Мелово-третичный период, 65 миллионов лет назад

Падение гигантского астероида на Мексику привело к нескольким крупным извержениям вулканов в области, которая сейчас является Индией, что положило конец динозаврам и аммонитам. Млекопитающие, и в конечном итоге люди, воспользовались возникшими преимуществами.

Оригинал: TheGuardian