Детские корни демократических движений в Советском Союзе и Восточной Европе

Один француз, посетивший в восемнадцатом веке Россию, дал в своем дневнике следующее описание традиционного обряда крещения, на котором присутствовал:

«Мелиссино и я были на необычайной церемонии, происходившей на Неве, покрытой в это время пятифутовым слоем льда.

После благословения воды детей крестили, окуная в большую прорубь во льду. В тот день священнику случилось упустить одного из, детей — тот выскользнул из рук.

«Другой! — закричал священник, — Давай другого!» Можете представить мое удивление, когда я увидел, что отец и мать ребенка чуть ли не прыгают от радости; они были уверены, что он попал прямо на небо».

Этот случай был характерен для русских традиций воспитания детей вплоть до нашего века — в этом отношении Россия по сравнению с Западом еще оставалась в средневековье. Например, большинство русских родителей верило, что, подвергая младенцев экстремальным жару и холоду, они «закаляют» их и «удаляют негодных». По сообщению одного английского путешественника:

«Москвичи заставляют своих детей терпеть невыносимые жару и холод, голод и жажду, а также много работать. Они купают новорожденных в холодной воде и катают по льду и по снегу, а если ребенок не выживает, мать считает, что нечего проливать слезы». Домашнее крещение в ледяной воде обычно продолжалось больше часа. Ломоносов описал одну такую процедуру, на которой присутствовал в 1883 году: «…большой каменный зал родительского дома, где должно было произойти крещение, не отапливался сутки, [а] воду взяли прямо из колодца... ребенок кричал как резаный, изо всех сил, прерываясь только в короткие промежутки, когда переводил дух после полного погружения... он впал в бессознательное состояние, развились судороги и лихорадка...»

Неудивительно, что до недавнего времени детская смертность в России в три раза превышала такую в Западной Европе, ведь больше половины рожденных умирало в детстве.

В Западной Европе такие жестокие традиции обращения с детьми вышли из моды несколькими веками раньше. Например, купание в ледяной воде когда-то было обычным делом по всей Европе, но в восемнадцатом веке этот обычай стали уже повсюду осуждать. В более ранних дневниках часто сообщалось о новорожденных, «умерших от крещения» в ледяной воде, а врачи рекомендовали ежедневные ледяные ванны для детей. Однако к концу восемнадцатого века родители начали считать такое «закаливание» излишне жестоким. Как писал один из них в 1797 году:

«Зрелище Купания маленького ребенка в холодной воде... когда он сам заходится в непрерывном крике, а любящая мать закрывает уши простыней, потому что иначе воплей не выдержать, всегда поражало меня как пример ненужной жестокости».

Однако в России традиционные жестокие приемы воспитания детей не встречали настоящего противодействия вплоть до двадцатого века. Я полагаю, двухвековая отсрочка реформы воспитания детей как раз и является причиной двухвекового запаздывания политической реформы в России по сравнению с Западом. С другой стороны, значительный прогресс воспитания советских детей за последние десятилетия изменил русскую ментальность и заложил основу для грандиозных политических перемен, которые мы наблюдаем в последнее время.

Ллойд Демоз, «Психоистория»
(последует)