На протяжении последних нескольких месяцев Вашингтон был сосредоточен на вмешательстве России в президентские выборы, а также на подобных угрозах в связи с выборами у таких европейских союзников США, как Франция и Германия. Действия Москвы представляют собой прямую угрозу репутации демократических институтов, поэтому вполне можно понять западных законодателей и экспертов, которые столько времени уделяют обсуждению этих вопросов.
Однако, российская кампания по подрыву интересов Соединенных Штатов выходит за рамки избирательного процесса и ведется в нескольких направлениях – от присоединения Крыма до поддержки сирийского диктатора Башара аль-Асада. Одно из таких направлений противостояния, которое привлекает на удивление мало внимания прессы и политических аналитиков – это энергетическая политика России.
Будучи вторым по величине производителем природного газа в мире, Россия фактически обладает мощными рычагами влияния на своих европейских потребителей за счет угроз прекращения поставок газа, и она использует эту власть для разжигания розни среди европейских стран. Новый трубопровод, который собирается построить Москва, может значительно усилить эти рычаги, поскольку его ввод в эксплуатацию вызовет увеличение доли России на газовом рынке Германии до 50 процентов. Эта политика, и в частности, трубопровод «Северный поток-2», представляют собой прямой вызов интересам Соединенных Штатов и европейской стабильности, а их последствия по своей разрушительной силе могут превзойти избирательные скандалы.
В конце апреля российский газовый гигант Газпром подписал финансовую сделку о прокладке этого трубопровода, который будет транспортировать газ из Усть-Лужского района России, расположенного к западу от Санкт-Петербурга, по дну Балтийского моря непосредственно в Германию, откуда он будет распределяться по другим европейским странам. Инфраструктура для транспортировки природного газа является дорогостоящей и сложной с точки зрения строительства, и будучи введенными в эксплуатацию, трубопроводы способны изменять газовые потоки, а также отношения между странами на многие десятилетия. Если газопровод «Северный поток-2» пройдет экологическую экспертизу, этот проект приведет к углублению зависимости Европейского Союза от российского газа и увеличению влияния Москвы на ключевых союзников Соединенных Штатов.
«Северный поток-2» обеспечит России еще более выгодную позицию на европейских газовых рынках, хотя отчасти это уже достигнуто благодаря действующему трубопроводу «Северный поток-1», также проложенному по дну Балтийского моря. В 2016 году на Россию приходилось 34 процента поставок природного газа в Европейский союз, а «Северный поток-2» может вдвое увеличить экспортную мощность «Северного потока-1». В целом новый газопровод способен доставлять в Европу достаточно энергоносителей для удовлетворения потребностей 26 миллионов домашних хозяйств в течение года.
Один из аналитиков утверждает, что это увеличит долю России на немецком газовом рынке до 50 с лишним процентов, в то время как в 2015 году этот показатель составлял 43 процента. Польша уже получает более двух третей потребляемого газа от российского Газпрома. Кроме того, сторонники прокладки этого трубопровода отмечают, что в течение ближайших 20 лет внутреннее предложение газа в Европе снизится на 50 процентов, и в связи с этим существует угроза, что он компенсирует значительную часть этого формирующегося дефицита, еще более углубляя европейскую зависимость и препятствуя импорту из других стран.
«Северный поток-2» — это явная попытка России разделить и покорить Европу. Благодаря привлекательности разработанного Газпромом бизнес-проекта для ряда европейских импортеров газа, усилия Кремля обладают исключительно высокой эффективностью. В то же время, прокладка нового трубопровода ослабит Европу в трех основных аспектах.
Во первых, это даст России больше рычагов влияния на Германию и другие европейские страны. С такой значительной долей рынка Германия превратится в заложницу российских манипуляций с поставками, особенно если Россия решит поднять цену или, в крайнем случае, сократить объемы поставляемого газа. Это огромная власть в руках российского президента Владимира Путина, и Соединенные Штаты вместе с Германией не должны исходить из предположения, что Россия никогда не захочет воспользоваться этой властью.
Во-вторых, «Северный поток-2» позволит России обойти Украину как транзитную страну на пути поставок природного газа в Европу. Иными словами, если Россия захочет перекрыть поставки газа на Украину, она может это сделать, не нарушая своих обязательств перед Германией, как это имеет место и сегодня. Разделив поставки газа в ЕС и на Украину, Москва сможет оказывать большее влияние на Киев, при этом не прерывая поставки таким мощным региональным партнерам как Германия.
И, наконец, возможно, самое главное. Новый трубопровод может увеличить разногласия между странами Европейского Союза и ослабить их решимость по поводу сохранения режима санкций в отношении Москвы, введенных в наказание за аннексию Крыма. В конечном итоге он усугубит уже существующий раскол между европейцами, обеспокоенными агрессивной внешней политикой России и возражающими против ее доминирования на рынке, и европейцами, которых привлекают дешевые энергоносители и выгоды сотрудничества с Россией.
Москва уже продемонстрировала готовность использовать свою власть доминирующего поставщика природного газа для оказания давления на партнеров. Она прекращала поставки газа на Украину в 2008—2009 гг. и во время конфликта в 2015 году. Исторически сложилось так, что Россия устанавливала для различных клиентов разные ставки и угрожала сокращением поставок для достижения своих геополитических целей.
Учитывая потенциальные последствия строительства «Северного потока-2», неудивительно, что многие европейские страны считают энергетику важной проблемой национальной безопасности. Малые страны Восточной Европы, которые, как правило, не столь важны для энергетической политики Евросоюза, чем их более крупные соседи, особенно уязвимы для российского давления.
Повышение уровня их энергетической безопасности было бы особенно важно при любых попытках Москвы прибегнуть к давлению на потребителей природного газа в Европе. Страны, обеспокоенные чрезмерной энергетической властью России, понимают роль потенциальной защиты, которую обеспечивают поставки природного газа из Соединенных Штатов. На самом деле, Литва даже окрестила свой импортный СПГ-терминал «Независимость».
Вмешательство России в президентские выборы в США –важная история, и она требует всестороннего расследования. Но опасная энергетическая политика Москвы создает угрозу интересам США, которые заключаются в сохранении стабильности в Европе. Игнорировать эту проблему – это значит играть на руку России.
Эдуардо Саравалле – научный сотрудник программы «Энергетика, экономка и безопасность» вашингтонского Центра новой американской безопасности
Перевод для MixedNews — Игорь Абрамов