Время разрушить известный миф: Трампа избрал не рабочий класс

«Изобретение рабочего класса» в США? Опровержение расхожих клише 2016 года

В репортажах о выборах 2016 года часто подчеркивалось, что Дональд Трамп пришелся по душе рабочему классу. The Atlantic писал, что «миллиардер-девелопер создал себе платформу поддержки из синих воротничков». The Associated Press не могло понять, что именно будет означать «успех Трампа по привлечению на свою сторону белых рабочих» для его общей стратегии выборов. 9 ноября передовица The New York Times, посвященная победе Трампа, назвала эту победу «решительной демонстрацией силы со стороны почти незамеченной коалиции белокожих синих воротничков и представителей рабочего класса».

Проблема только одна — ошибочность предпосылки. Избиратели Трампа — не рабочий класс.

Во время праймериз Трампа поддерживали главным образом состоятельные люди.

Ошибочное представление о поддержке Трампа рабочим классом восходит к праймериз. Например, в нашумевшем рассуждении писателя Томаса Франка, вышедшем в марте 2016 года, доказывалось, ни больше ни меньше, что «белые представители рабочего класса… и образовали платформу безудержной поддержки Трампа». Многие журналисты находили яркие примеры того, как рабочие поддерживали Трампа еще в начале избирательной кампании. Но насколько эти анекдоты действительно отражают то, как складывалась коалиция поддержки Трампа?

Есть все основания отнестись к этим наблюдениям скептически. Прежде всего, большинство опросов 2016 года не включало информацию об основном источнике доходов опрашиваемых, иначе говоря, об их профессии, что для социологов является основным критерием принадлежности к социальному классу. Когда журналисты писали, что Трамп обращается к избирателям из рабочего класса, они не знали, кто эти избиратели Трампа — строители или руководители компаний?

Более того, если брать другой важный критерий принадлежности к социальному классу — доход на домохозяйство, то сторонники Трампа на праймериз вовсе не выглядят как представленный подавляющим числом «рабочий класс». Напротив, множество опросов показали, что сторонники Трампа — по большей части состоятельные республиканцы. Например, исследование, проведенное в марте 2016 года компанией NBC, данные которого для нас важны,показывало, что только треть сторонников Трампа имели годовой доход около или ниже среднего дохода по стране в 50 000 долларов в год. Еще треть имела доход от 50 000 до 100 000 долларов в год, а еще треть — больше 100 000 долларов в год, и это так, даже если мы ограничимся только белыми нелатиноамериканскими избирателями. Если к рабочему классу относить тех, у кого годовой доход ниже среднего, то тогда большинство сторонников Трампа на праймериз — не рабочий класс.

Если мы возьмем критерий образования, то многие аналитики на раннем этапе отмечали, что сторонники Трампа по большей части — люди без высшего образования. Но и этот аргумент сомнителен, причем дважды. Во-первых, отсутствие высшего образования — не признак принадлежности к рабочему классу (вспомним Билла Гейтса и Марка Цукерберга). Во-вторых, хотя никто не отрицает, что 70% сторонников Трампа, согласно опросам NBC, не имеют высшего образования, аналитики все же упускают из виду, что на момент праймериз около 70%всех республиканцев не имели высшего образования, что почти соответствует среднему показателю по стране (71%, согласно переписи 2013 года). Поэтому уже пора бы прекратить говорить, что Трамп притягивает малообразованных людей: его поддерживали столько же избирателей без высшего образования, сколько поддерживали бы любого успешного республиканского кандидата.

Но и на самих выборах за Трампа голосовал не рабочий класс.

Но перейдем от праймериз к самим выборам. Несколько недель назад были опубликованы данные Американского национального исследования выборов, наиболее подробного и охватывающего весь ход голосования. Исследование показало, что в ноябре 2016 года коалиция за Трампа выглядела почти так же, как на праймериз.

Среди людей, которые заявили в ходе опроса, что они проголосовали за Трампа на выборах, 35% имели годовой доход ниже 50 000 долларов (и если брать только белых нелатиноамериканцев, мы получаем те же 35%), точно так же, как это было в исследовании марта 2016 года, проведенном компанией NBC. Избиратели Трампа по большей части не бедные. На выборах, как и на праймериз, около двух третей сторонников Трампа принадлежат к состоятельной части американского общества.

Конечно, если говорить об образовании, многие наблюдатели доказывали, что невидимое разделение между образованными и необразованными людьми сейчас больше, чем когда-либо. На выборах 69% проголосовавших за Трампа были люди без высшего образования. Но свидетельствует ли это о том, что рабочий класс составляет базу поддержки Трампа?

На самом деле все куда сложнее! Многие избиратели без высшего образования, поддержавшие Трампа, сравнительно состоятельны. На графике ниже мы видим, как разделены белые нелатиноамериканские избиратели по уровню дохода и образования. Среди людей, имеющих меньше среднего дохода в 50 000 долларов в год, действительно, люди с высшим образованием меньше поддерживают Трампа, чем люди без высшего образования: разрыв составляет от 15 до 20%. Но тот же самый разрыв, причем даже больший, наблюдается среди американцев с доходом от 50 000 до 100 000 долларов и с доходом более 100 000 долларов.

С другой стороны, среди людей без высшего образования, голосовавших за Трампа, около 60% имеют годовой доход выше среднего, а 20% избирателей Трампа без высшего образования имеют годовой доход выше 100 000 долларов в год.

Журналисты часто сетуют на разрыв между образованными и необразованными, выстраивая образ очарованных Трампом бедных и необразованных людей. Но на самом деле, большинство проголосовавших за Трампа избирателей без высшего образования должны быть отнесены к людям со средним и высоким достатком. Поэтому использовать критерий отсутствия высшего образования для определения рабочего класса весьма сомнительно.

Итак, приписывать победу Трампа «коалиции белокожих синих воротничков и рабочего класса» — значит, противоречить статистическим данным выборов 2016 года. Согласно исследованиям этих выборов, белые нелатиноамериканские избиратели без высшего образования с низким уровнем дохода составляют только четверть избирателей Трампа! Это лучшее опровержение всех заявлений прессы о том, что именно рабочий класс определил победу Трампа.

Надо покончить со сложившимся нарративом.

Недавняя статья в National Review, посвященная предполагаемой поддержке Трампа среди рабочих, граничит с объявлением крестового похода против обездоленных: «Низший класс белых американцев негодует против порочной самовлюбленной культуры, порождающей по большей части нищету масс и новых героиновых зависимых. Речи Дональда Трампа соответствуют их ожиданиям. Для них это самый дешевый наркотик» и «все эти сообщества оказавшихся на дне людей не видят перед собой никаких других перспектив, это вымирающие сообщества».

Подобного рода стереотипы, а также поиск козла отпущения — прямое следствие нарратива страха перед рабочим классом, который, собственно, и привел Трампа в Белый дом. Настало время покончить с этим нарративом.

Умирают вовсе не «американские сообщества принадлежащих к рабочему классу». На наших глазах умирает миф, что американский рабочий класс — причина победы Трампа.

Источник: The Washington Post

Время разрушить известный миф: Трампа избрал не рабочий класс