РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО — 3

Заканчивается мой небольшенький цикл «Разговоры запросто» о житье-бытье в сегодняшней Беларуси. Так уж вышло, что итоговая тема сама меня нашла.

Один из друзей прислал мне ссылку на публикацию, где речь о конфликте вокруг телеканала «Белсат». Это, кто не знает, польское государственное иновещание на белорусском языке.

И вот директорка «Белсата» Агнешка Колаковская сообщила, что в сетку вещания телеканала будут включены программы на русском языке. Новость привела к нешуточному бурлению говн. Белорусская оппозиция сочла решение польских владельцев канала предательством белорусских идеалов. Произошёл большой скандал.

Колаковская мотивировала своё решение желанием получить дополнительное финансирование, и, насколько я могу судить, последнее слово осталось за ней, что неудивительно. «Белсат» — это её канал. Польша решает, на каком языке она будет делать программы для белорусов. В каком-то смысле это возвращение истории в виде фарса. В 1696 году поляки тоже решили, что белорусского языка в Речи Посполитой не будет. И никто тогда не дёргался.

Если же говорить о сохранении чистоты идеалов, то за 27 лет белорусской государственности местная оппозиция не смогла создать  ни одного телеканала. Вообще ни одного. Поэтому готовность борьбы за идеалы чистоты белорусскоязычного вещания проверяется очень просто. Достаточно «Белсат» перевести на пейволл, в порядке демонстрации белорусского патриотизма, любовi да мовы, ды Айчыны. В порядке эксперимента. И посмотреть, сколько там будет подписчиков, готовых платить за асалоду внимать чысцюткай сакавiтай нашай мове.

A propos, больше всех против вещания «Белсата» на русском языке выступало, почему-то, радио «Свобода». Которое само вещает на русском языке. То есть имеет и русскую редакцию, и белорусскую, и ещё много всяких редакций. В этом контексте желание Колаковской завести на «Белсате» и русскую редакцию тоже, не противоречит модели той же «Свободы».

Это была увертюра. А теперь само произведение.

Я получил свежие данные по телесмотрению в Беларуси. Российские телеканалы (их франшизы) полностью доминируют на телерынке Беларуси. Глядите:

— Первый канал (франшиза у ОНТ) – доля 11,07%

— Канал «Россия» (франшиза у СТВ) – доля 9,48%

— Канал НТВ (франшиза у БТ) – доля 14,32%

— Канал ТНТ (франшиза ТНТ Интернешнл) – 6,97%

(Период: май 2017; целевая аудитория: Беларусь, город, 4+)

Итак, четыре российских канала контролируют 42% белорусской телевизионной аудитории. Я не включаю сюда  остальную белорусскую телешелупонь, которая тоже паразитирует на русском контенте. Иначе эта цифра увеличится процентов до 75.

В абстрактном смысле это нормально. И не противоречит текущему тренду. Неделю назад у нас тут прошёл World Content Market. И там Mediascope представила статистику телесмотрения по России. Так вот, суммарно на топ-3 (Первый, Россия-1 и НТВ) приходится 35% телеаудитории.

Ничего не замечаете? А ведь эти цифры идеально совпадают с данными медиаизмерений в Беларуси. Те же самые 35% у «большой тройки». Есть небольшое, но важное, на мой взгляд, отличие. В Беларуси бесспорным лидером по телесмотрению является НТВ, а вот канал «Россия» падает на третье место (в России «Россия-1» — безоговорочный лидер по доле аудитории).

Ну, и в целом, белорусское телевидение (совокупность национальных вещателей) не инструмент коммуникации. Оно, по большей части, кинопроектор. Поэтому всю кассу делает не собственно телевизионный контент, передачи и программы, а телефикшн: ситкомы, сериалы, кинопоказ и... и... И всё. Кроме того здесь начисто отсутствует «звёздная» тематика. Звёзды, конечно, есть, но они все заезжие, опять-таки. Импортированные с российских каналов. А без звёзд, без светской хроники, без трусов Ким Кардашьян ТВ превращается в домашнюю кинобудку. Которая остаётся по репертуару типовым белорусским сельским клубом. Потому что аудитория сейчас имеет прямой доступ к самому свежему контенту на любой вкус, достаточно ткнуть пальцем в какой-нибудь «Сизон Вар» или «Баскино».

Ни о каком коммерчески эффективном «Белсате» тут не может быть и речи. С таким контентом и уровнем телепроизводства он всегда будет сидеть на подсосе. Я даже посмотрел белсатовский канал на ютубе. Там около 42000 подписчиков. Ну и как они смотрят на ютубе про мову? Да никак. Вот свежий выпуск программы «Мова нанова», они залили его 29 мая. 7 июня я сделал скриншот. 608 просмотров.

Между прочим, эта программа считается визитной карточкой «Белсата», беларускасць з яе так i прэ. По поводу профессионального уровня конкретно этого выпуска могу сказать, что перед нами шестидесятые (ну, семидесятые) годы прошлого века. Можно было прокачать весь их контент с целью анализа проблем, стоящих перед вещателем. Сетку там просчитать, блоки, таймслоты... Не бесплатно, разумеется (сьмяецца). Впрочем, пани Колаковская и сама с усами.

И вот уж вы мне поверьте, что и без всякого анализа ясно, отчего идёт такая битва против появления на «Белсате» русского контента. Потому что передачи на белорусском языке – это индульгенция для потока производимой «Белсатом» халтуры.

Все понимают, что некая конкретная программа – это хуйня полнейшая. Но эта хуйня на белорусском языке. И поэтому назвать хуйню хуйнёй никто не решается. Это как с Евровидением. И песня там была лажовая, и исполнители, которых не во всякий кабак петь возьмут. Но – на белорусском языке.

Поэтому вина белорусских вещателей не в том, что они производят на белорусском языке поток унылого говнища (они и на русском его производят, чего уж), а в том, что они приучили белорусского зрителя к сегодняшней модели телесмотрения (см. выше). Белорусский зритель чётко знает: раз телепрограмма на белорусском языке, значит, это плохая, неинтересная, скучная программа про лапти, онучи и домотканые рубахи. Даже если в программе на белорусском языке местные аналитики с зарплатой в триста рублей обсуждают новую презентацию Apple, это всё те же лапти.

Примите также во внимание, что оригинальные по происхождению и юрисдикции белорусские каналы закупают для себя бросовый российский контент на вторичном рынке, и затариваются для показа дешёвым украинским шлаком. И вы чуть более, чем полностью поймёте, что количество белорусских зрителей, ориентирующихся на получение информации и поиск развлечений на телеканалах именно российского производства (пусть и франшизах) будет в дальнейшем лишь нарастать. Не из-за того, что белорусский зритель гребует своим родным языком. А потому что в премиальном сегменте национального телевещания не существует контента на белорусском языке.

Ну, и last but not least. В пандан вышеизложенному. Я ещё видел публикации, где говорилось, как по доносам белорусскоязычных активистов белорусские чиновники административно прессуют простецов, употребляющих русский язык (второй государственный, если чё). От этого административного восторга страдают шофёры и официантки, малый бизнес, офисный планктон, учащиеся, дети, студенты, преподаватели, сами чиновники, да мало ли ещё кто. Так, исподволь, сеют ненависть ко всему белорусскому, включая язык. Да-да-да, активисты-провокаторы сеют враждебное отношение к белорусскому языку и его носителям. И нет ничего удивительного, что и по этой причине белорусский зритель станет ещё активнее прилипать к экранам телеприёмников, по которым показывают российское телевидение.

Такая инфа.