Как китайские товары помогли Трампу стать президентом США

Поляризация американской политики — известный феномен последних лет. Избиратели стали менее склонны поддерживать кандидатов, близких к центру политического спектра, и более привержены «крайним» кандидатам. В апреле Аутор, Дорн и коллеги опубликовали работу, показывающую, что вклад в эту поляризацию мог внести китайский импорт. На результатах выборов в Конгресс 2002, 2006 и 2010 годов они продемонстрировали: те районы США, которые наиболее сильно почувствовали рост китайского импорта все больше голосовали за «экстремалов».

В статье The China Syndrome: Local Labor Market Effects of Import Competition in the United States те же авторы прослеживали, как в отдельных районах США рост китайского импорта ведет к росту безработицы и сокращению зарплат в промышленности. Приспособление рынка труда к внешнеторговому шоку — очень медленный, но неуклонный процесс, демонстрируют Аутор и коллеги в работе The China Shock: Learning from Labor Market Adjustment to Large Changes in Trade.

Китайским импортом Аутор и коллеги объясняют четверть сокращений в американской промышленности. Основной вклад в сокращение занятости в промышленности вносит автоматизация (см. работу Аутора: Why Are There Still So Many Jobs? TheHistoryandFutureofWorkplaceAutomation). Всего, как показывают Аутор, Дарон Асемоглу и соавторы в другой свежей статье Import Competition and the Great US Employment Sag of the 2000s, за 1999—2011 годы рост китайского импорта стоил американской промышленности 2-2,4 млн рабочих мест. Основной рост китайского импорта в США пришелся на период после вступления Китая в ВТО. За 1991—2001 годы доля Китая в промышленном импорте США выросла с 4,5% до 10,9%, а в 2011 году достигла 23,1%. Занятость в американской промышленности в 1999—2011 годах упала с 17,2 до 11,4 млн человек — более чем на треть.

В районах, наиболее страдающих от конкуренции с импортом, люди раньше выходят на пенсию, их оценка экономических перспектив ухудшается, снижается качество здравоохранения. Как пишут Justin R. Pierce(FRS) и Peter K. Schott (Yale School of Management) в работе Trade Liberalization and Mortality: Evidence from U.S. Counties, в таких районах выросла смертность. Вдобавок, замечает Шотт и его соавторы в статье DoesTrade Liberalization with China Influence U.S. Elections?, опубликованной в апреле 2016 года, в страдающих от конкуренции с импортом районах выросла явка на выборы, и они могут отдать свои голоса республиканцам.

В итоге районы, до этого преимущественно поддерживавшие республиканцев, стали голосовать за республиканцев-консерваторов. Районы, поддерживавшие демократов, тоже сдвинулись к краям спектра: теперь они голосуют за либеральных демократов — и тоже за консерваторов. В результате особенно сильно выросла готовность голосовать за консерваторов. Поляризация видна и на национальном уровне: районы с преобладанием белого населения сдвинулись к поддержке консерваторов, а где белых меньше — к либеральным демократам.

Это отразилось и на политических дебатах: Трамп предложил ввести против китайского импорта пошлину в 45%, а Сандерс выступал против тихоокеанского торгового соглашения (TPP). В ноябре Аутор, Дорн и коллеги выпустили добавление A Note on the Effect of Rising Trade Exposure on the 2016 Presidential Election, показывающее, что в 2016 году те же пострадавшие от китайского импорта районы теперь отдали голоса Трампу. Если бы темп роста китайского импорта был на четверть ниже, то в прошлом году за демократа проголосовали бы Мичиган и Висконсин, а если бы на 50% — еще и Пенсильвания с Северной Каролиной.

Как китайские товары помогли Трампу стать президентом США