Перевёрнутый фронт, или афронт

Всякий военный анализ надо начинать с карты ТВД. Итак, у нас ситуация: поляки и американцы форсированно отрабатывают план сухопутной войны с Россией в географических условиях Польши. В НАТО этого не скрывают, и нам тоже не надо стесняться. Стесняться в ходе ведения войны – это последнее дело.

Пример – свежая переброска в Польшу американской «Железной бригады» a.k.a. 3-й бронетанковой бригадной боевой группы 4-й пехотной дивизии США. Техника разгрузилась в Бремерхафене.Затем танки и другая техника прибыли в Польшу, в район города Жагань, где находится крупный военно-учебный центр. Вся переброска заняла 10 суток, было выделено три специальных железнодорожных состава, которые находились в обороте круглосуточно. Итак, обращаем внимание на две особенности, сопровождающие появление американских боевых частей в Польше. С одной стороны, это военно-географический фактор, который определяет тактическую важность отдельных маршрутов продвижения, рек, населенных пунктов. Поэтому неудивительно, что в самых разных публикациях на эту тему при описании возможного набора дальнейших тактических действий и даже операций фигурируют названия тех рек и населенных пунктов, которые хорошо известны как историкам двух мировых войн, так и современным штабным операторам. С другой стороны, это способность современных армий на масштабные быстрые перемещения, и учёт факторов, которые при наличии решительного и жесткого военного руководства позволят в ряде случаев создавать драматические острые моменты для вероятного противника.

Силы и средства прибывших в Польшу американских боевых частей первого эшелона подробно описаны военными специалистами, вплоть до каждого сантиметра габаритов, ширины мостов, глубины бродов, и буквально до каждого килограмма танка «Абрамс» в убойном весе. Понятно, американские полководцы обескуражены тем, что «абрамсы» не вписываются в польскую военную инфраструктуру. Это смешно, но на войне такие проблемы решаемы, хотя и ведут к потере времени. Время – вот ключевой фактор войны. И здесь мы опять смотрим на карту. Район дислокации американских танковых и вспомогательных частей обозначен и хорошо изучен. Это бывший кайзеровский ещё полигон Нойхаммер в Силезии, в районе города Жагань на германо-польской границе. У поляков он называется Poligon Dobre nad Kwisą (Świętoszów), занимает 37000 гектаров, и в своё время немцы проводили на нём манёвры с одновременным участием до 70.000 солдат. Но кроме всего прочего этот полигон известен всем российским танковым военачальникам, от командира полка и выше, как родной. Это, как говорят любители игровых видов спорта, «домашний стадион» советской 20-й Звенигородской танковой дивизии. В 1968 году, в ходе операции «Дунай» дивизия, в числе прочих, совершила бросок из своего района дислокации в ПНР до города Чешские Будейовицы (ЧССР), преодолев 370 километров за 16 часов. И никакие мосты, тоннели, реки и прочие особенности рельефа её не остановили. Какая она всё-таки маленькая для русских танков, эта Восточная Европа, вы не находите?

Теперь из этого же района американские танки должны преодолеть почти вдвое большее расстояние в противоположном направлении, до польского Ольштына, где НАТО уже проводит свои пикники возле русской границы. Только так они могут (гипотетически, чисто гипотетически) выйти на линию возможного соприкосновения с российскими танками из частей и соединений, дислоцированных в Калининградской области. Но мы  с вами уже установили, что даже по меркам 1968 года танковая дивизия, выступившая из района Калининграда, за 16 часов окажется под окнами дворца Бельведер в Варшаве. Разумеется, это всё не более чем сценарий некой оперативной военной игры, в которую штабисты НАТО режутся в Брюсселе чуть ли не круглые сутки. Но у неё есть ряд усложняющих элементов, которые каждый раз указывают на фактор связности, то есть на возможность перебрасывать войска по внутренним линиям. И тут возникает ещё кое-что. Нет никакого секрета в том, что вся военная инфраструктура Польши была создана для обеспечения действий советской Северной Группы войск, проще говоря, чтобы дать дорогу движению массы танков с востока на запад. Поэтому, фактически, американцы размещаются в Польше с перевёрнутым фронтом. Но эти военные нюансы мало кого волнуют. «Пиджаки» в польском правительстве ликуют – ещё бы, им удалось затащить к себе американские войска.

В то же время, как нам показали военные эксперты, возможность переброски (манёвра) американских частей по территории Польши существенно ограничена. То есть потеря времени в боевых условиях для них гарантирована, со всеми последующими спецэффектами. Но все эти разумные доводы тонут в трескотне приветственных речей. Просто мне хотелось бы донести до польской публики, что те, кто сейчас произносит воинственные зажигательные спичи, оставляют участь гореть в танках на долю других.

Комментарий телеканалу «Звезда», полная версия