«Указ № 8 – это из разряда «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»

«Генеральный директор»: Как введение безвизового режима с 80 странами отразится на экономике РБ, на инвестиционном бизнесе?

Александр Зимовский: Строго говоря, это не введение безвизового режима, а упрощение процедуры временного въезда на территорию Республики Беларусь для граждан и подданных жёстко ограниченного списка стран. Сразу отметаю все упрёки в адрес Беларуси о якобы каком-то ущемлении этим документом интересов, например, России.  Хотя бы, потому что у нас в Санкт-Петербурге, и других портах РФ пассажиры иностранных круизных судов, стоянка которых в порту не превышает 72 часов, могут находиться на территории России без визы в случае проживания на борту круизного судна. Независимо от того, из какой они страны. Эта норма[1] скоро 15 лет, как действует, правда ответного жеста от Европы Россия до сих пор не дождалась.

Так что об ограниченном безвизовом режиме юридически корректно говорить лишь в том случае, если указанные страны также предоставят белорусам право безвизового въезда по аналогичной процедуре. Это называется principle of mutuality (принцип взаимности).

Декларативно со стороны Беларуси это вполне себе позитивный сигнал, но к инвестиционному бизнесу он никакого отношения не имеет. Это из разряда «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», была такая кинокомедия. Ничего, что я на пальцах объясню?

Итак, вы польский инвестор, живёте в ста километрах от Бреста, где имеете бизнес с Беларусью, собрались на переговоры. Вам надо будет поехать в Варшаву, сесть в самолёт, прилететь в Минск, из Минска поехать в Брест, порешать свои инвестиционные вопросы, вернуться из Бреста в Минск, сесть в самолёт, улететь в Варшаву, из Варшавы поехать домой. Но вот сесть в автомобиль и за полдня съездить в Брест  по делам и обратно в Польшу, вы не можете. Указ такой возможности не предусматривает.

Мне даже не надо ничего утрировать, смотрим п. 1 Указа №8 от 9.01.2017 г.: «Установить безвизовый порядок въезда в Республику Беларусь, выезда из Республики Беларусь в пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь Национальный аэропорт Минск». Как говаривал Азазелло экономисту Поплавскому по схожему поводу, надеюсь, уже всё понятно?

Есть ещё некоторые признаки того, что указ был задуман не в целях повышения инвестиционной привлекательности. Скажем, у меня двадцатилетний опыт сотрудничества с партнёрами из Китая, я был первым белорусским журналистом, приглашённым в Китай по линии их МИДа, и тогдашний уровень моих контактов вряд ли и сегодня доступен нашим дипломатам. И вот после выхода указа китайские знакомые меня спрашивали, почему их дискриминировали? Китайский бизнесмен не может прилететь в Минск без визы на пять дней, если у китайского бизнесмена нет шенгенской визы. Вы что-нибудь понимаете? Я нет.

Стратегические партнёры Беларуси, такие как Иран, Ливия, Египет, Сирия, Судан, ЮАР вообще не получили для своих граждан право безвизового въезда в Беларусь. Индия получила ограниченный визовый въезд по такой же схеме, как и Китай. А наш стратегический партнёр Пакистан – не получил. То есть аргумент «инвестиционная привлекательность», видимо, тут ни при чём. Рискну предположить, что указ просто прикрывает серию серьёзных провалов в переговорах по взаимной отмене виз и снижению консульского сбора на «Шенген» для белорусских граждан. Граждане Беларуси по-прежнему будут платить за шенгенские визы больше всех остальных. Как говорится, не спрашивай, что даст указ державе, спрашивай, что он даст лично тебе.

«ГД»: Действительно ли это шаг к открытой экономике?

А.З.: Первый и главный шаг к открытой экономике – это отмена ограничения на ввоз и вывоз валюты. Или, как говорят экономисты, свободное, ничем не ограниченное движение капитала. Вы даёте команду банку, и он в считанные минуты переводит ваши деньги на любой указанный вами счёт в любой точке мира. Это базовый принцип. Но это не про нас, такова реальность. Это касается и свободного, ничем не ограниченного вывода прибыли после уплаты налогов, и ещё много чего.

Непризнанные республики Донбасса, кстати, давно ввели безвизовый режим со всеми странами мира. Но про поток инвестиций туда в газетах как-то глухо пишут. Хотя там и тяжёлая промышленность, и уголь, и сланцевый газ. Видимо, визы – это ещё не всё.

Если говорить о росте прямых иностранных инвестиций в белорусскую экономику, как о следствии вышеупомянутого указа, то надо хотя бы немного представлять себе структуру этих инвестиций в целом. Данные у меня за первое полугодие 2016 года, но нас интересуют не цифры, а тенденции, как я уже говорил.

Итак, за этот период Беларусь получила $950,7 миллиона чистых инвестиций. Ну, и откуда же пришли эти деньги? Нет ничего неожиданного в том, что 46,4% вышеназванной суммы — деньги из России. А вот дальше интересно. Следующий крупнейший инвестор в Беларуси – это Кипр (16,1%). С Кипром всё понятно, это выведенные из Беларуси разными путями деньги реинвестируются. По этой же схеме пришли инвестиции из Литвы (9,7%), она третий крупнейший инвестор в Беларуси. В остальном всё очень скромно.

В общем, Кипр вложился в Беларусь больше, чем Германия, в десять раз. Такое вот у немцев (и у других серьёзных капиталистов) к нашему инвестиционному климату доверие. Можно ли это доверие за пять дней укрепить? Не знаю, и не стесняюсь в этом признаваться.

А так-то да, в Беларуси достаточно открытая экономика, мировой рынок формирует цены на основные группы наших экспортных и импортных товаров и услуг. Единственный нерыночный сектор в Беларуси – это нефтегазовые сделки с Россией. Всё остальное подчиняется классическим принципам современной международной торговли.

Остаётся, разумеется, местный колорит, когда Беларусь за счёт разных тарифных и нетарифных ограничений заставляет своё население платить существенно больше, чем платят за аналогичные товары и услуги наши соседи. Но это никак не отменяет тезиса, что белорусская экономика открыта. И приехать в Беларусь стало проще, это очень хорошо.

«ГД»: Можно ли ожидать значительного увеличения потока туристов?

А.З.: Разумеется, я очень надеюсь, что эта мера даст некоторый рост туристического потока в Беларусь. Как я уже говорил, указ – это пока всего лишь декларация о намерениях, и вряд ли надо сомневаться в том, что у Беларуси честные намерения. Заметьте, я сознательно здесь не упоминаю о всяких терроризмах, миграциях и прочих побочных эффектах, хотя они тоже имеют экономическую ценность.

Так что, в первом приближении, могу предположить, что для иностранных туристов, не располагающих большими средствами (студентов, пенсионеров, туристов из стран третьего мира и т.п. ) это может стать неплохим стимулом. Вообще же серьёзный турист валом валит туда, где со своей валютой он король. Натурально, чем больше туристов будет к нам ездить по указу №8, тем больше иностранцев первое время будут делать большие глаза и говорить: «Oh my God! Here everything is more expensive, than us!» За точность машинного перевода я не ручаюсь, но смысл именно такой. Однако есть надежда, что к тому моменту, как Беларусь накроет туристическое цунами, цены здесь станут привлекательными, персонал ласковым и услужливым, а сервис – ещё более ненавязчивым. В хорошем понимании этого слова.

[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 532 г. «Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан — пассажиров круизных судов».

Комментарий журналу «Генеральный Директор» № 1 (61) февраль 2017