Хоть мелкого, но до хуя, или Угольная война на Украине

Редут «Запорожье» в Бахмуте окружен спецподразделениями полиции (спецназ главка МВД в Донецкой области и бывший «Беркут»). Есть все признаки подготовки к штурму. Гарнизон редута «Запорожье» занял боевые позиции и подготовился к отражению штурма, — сообщил «Штаб блокады торговли с оккупантами». Это самая свежая на сегодня сводка о ситуации в зоне, где объявлена блокада железнодорожных путей, соединяющих Украину и Донбасс. В Киеве предпринимают судорожные попытки разрулить ситуацию с вышедшими из под контроля полевыми командирами в зоне АТО.

Полевые командиры требуют долю в одном из самых вкусных секторов, оставшихся на Украине – в торговле углём между ДНР/ЛНР и Киевом. Цена вопроса – два миллиарда долларов.

Уголь – король Украины. Донбасс – это королевский домен. Я намеренно использую терминологию средних веков, поскольку блокада донецкого угля на Украине носит все признаки феодального конфликта.

Исходные позиции таковы. Украинские электростанции работают на угле, так там устроен технологический контур выработки электроэнергии. Ежегодно для их эффективной работы необходимо 25 миллионов тонн угля. Львиную долю технологически пригодного для украинских ТЭС угля составляет антрацит, он же уголь класса «А» и его разновидности. 100% этих углей добывается только на территории республик Донбасса – ДНР/ЛНР.

Если вы не контролируете этот уголь – вы не контролируете украинскую энергетику. Поэтому даже под артиллерийским огнём на пике военных действий украинской гражданской войны составы с углём следовали через линию фронта беспрепятственно, как литерные эшелоны времён Великой Отечественной. На узловых станциях для них специально держали в готовности локомотивы и сменные бригады, а все свободные пути выделялись для формирования угольных транспортов. Обычным делом было, когда пассажирские составы из Киева задерживали на станциях, потому что уголь имел приоритет.

Разумеется, с точки зрения взаимоотношений Донбасса и Киева это незаконная контрабанда, коль скоро между ними существует охраняемая таможенная граница и линия разделения. Однако никуда не делись единые народно-хозяйственные связи, если говорить в терминах развитой социалистической Украины. Поэтому до начала блокады поставки угля носили регулярный характер.

И потом, у донецкого антрацита и тех, кто его контролирует, остаётся неубиваемый козырь. Это цена донецкого угля. Он обходится в $22 за тонну, что  в три раза дешевле угля, который Украина закупала в Роттердаме в среднем по $66 за тонну, без учёта расходов на доставку (это делалось с целью добиться независимости от донецкого угля и нанести экономический урон отделившимся республикам). Добиться угольной независимости не удалось. Во-первых, экономика вообще не любит дураков, применяющих к ней политические критерии. Во-вторых, в данном конкретном случае интересы киевских и донецких олигархических кланов совпали. В итоге на операциях с донецким углём прибыли энергетических компаний подскочили до фантастических для Украины 10 миллиардов гривен (370 миллионов долларов США) только за прошлый год.

Разницу покрыло из своих карманов украинское население, на которое правительство Гройсмана переложило затраты путём увеличения энергетических тарифов. При этом украинские СМИ развернули широкую кампанию пропаганды, в ходе которой украинцам усиленно вводили в уши, что они, я цитирую, «платят только 42,29% от рыночного уровня тарифа». Вранье Гройсмана понять было можно, у него над душой стоит МВФ, без кредитов которого Украина может ещё больше ухудшить своё положение.

Но вот сами украинцы такого подхода не поняли. А тут ещё возобновились активные боестолкновения в Донбассе, и вслед за вагонами с углём потянулись с линии фронта вагоны с убитыми и ранеными, хоть, вроде, по сводкам, потери не так велики.

В этой ситуации Порошенко решил сыграть по банку, и обвинил командиров добробатов в том, что они самовольно нарушили перемирие. В ответ полевые командиры, которые не подчиняются военному командованию ВСУ, объявили о блокаде Донбасса. Угольные эшелоны встали.

На сегодняшний день существуют три «редута» (так вышедшие из подчинения части называют свои позиции на железнодорожных путях). Это «редут Богдан» на железнодорожной станции Светлановка, «редут Запорожье» в районе станции Бахмут, и «редут 16-го добровольного батальона» на станции Кривой Торец, который блокирует подъезд к крупному железнодорожному узлу Константиновка. Всего заблокировано 43.000 вагонов, или около 2,6 миллиона тонн угля. Недостаток такого количества топлива приведёт к остановке выработки электроэнергии украинскими станциями в ближайшие 3-4 суток. Ещё через неделю придётся гасить печи на металлургических заводах Мариуполя и Кривого Рога. Украина уже начала веерные отключения электроэнергии и объявила чрезвычайное положение в энергетике.

Успешная блокада угольных транспортов между ДНР/ЛНР и остальной Украиной уже начала раскручиваться как "третий майдан. Перспектива неплохая, потому что в тылу ошивается столько «бывших ветеранов АТО», что численно они на порядок превосходят личный состав всяких «Айдаров» и «Азовов», пока ещё остающихся в окопах на позициях.

Пока неизвестно, смогут ли украинская армия и полиция разблокировать пути, перекрытые хорошо вооружёнными добровольцами, имеющими боевой опыт. Однако украинская разведка сочла необходимым публично объявить, что блокада донецкого угля привела к тому, что горняки из вынужденно неработающих шахт, массово пополняют вооружённые силы непризнанных республик. По замыслу авторов «слива», это должно побудить вернуться в окопы тех добровольцев, которые встали в блокаду на путях.

Так что Киеву придётся показать, где находится предел его контроля на оставшейся украинской территории. Другие варианты для Порошенко пока не просматриваются.

Комментарий телеканалу «Звезда», полная версия