НАТО и лестригоны

Выплыв в море, Одис­сей при­был затем в стра­ну лестри­го­нов… свой корабль он завел в гавань послед­ним. Лестри­го­ны были людо­еда­ми, и пра­вил ими царь Анти­фат. Одис­сей, желая узнать о жите­лях этой стра­ны, выслал людей впе­ред на раз­вед­ку. На пути им встре­ти­лась цар­ская дочь и при­ве­ла их к сво­е­му отцу. Тот схва­тил одно­го из спут­ни­ков Одис­сея и тут же сожрал, после чего кинул­ся пре­сле­до­вать осталь­ных, гром­ко кри­ча и созы­вая осталь­ных лестри­го­нов. Те сбе­жа­лись к морю и ста­ли швы­рять в кораб­ли огром­ные кам­ни, раз­би­вая их и пожи­рая людей. Одис­сей обру­бил при­чаль­ный канат и выплыл в откры­тое море. Осталь­ные же кораб­ли погиб­ли вме­сте с людь­ми.

(Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека)

Если вспомнить военную историю Черноморья, то с XVIII века главными силами здесь были Российская и Оттоманская империи.

После Крымской войны статус Чёрного моря был зафиксирован Парижским трактатом 1856 года. На основании Статьи XI этого договора, «Черное море объявляется нейтральным:  открытый для торгового мореплавания  всех  народов вход в порты и воды оного формально и навсегда воспрещается военным судам,  как прибрежных,  так и всех прочих держав, с теми токмо исключениями, о коих постановляется в статьях XIV и XIX настоящего договора». Эта статья исключала наличие военных флотов у причерноморских держав – России и Турции, что также было отражено в Трактате: «Вследствие объявления Черного моря нейтральным на  основании статьи  XI,   не  может  быть  нужно  содержание  или  учреждение военно-морских на берегах оного  арсеналов,  как  не  имеющих  уже цели,  а  посему  Е.В.  Император  Всероссийский и Е.И.В.  Султан обязуются не заводить и не  оставлять  на  сих  берегах  никакого военно-морского арсенала»[1]. Через 20 лет Российская империя восстановила свой статус черноморской державы в полном объёме. В течение этого же времени к списку приморских стран присоединилось княжество Молдавии и Валахии (впоследствии Румыния), затем Болгарское царство (после войны 1877 года).

После Второй мировой войны СССР получил право пользоваться румынскими и болгарскими военными базами, Турция вошла в НАТО. А в 1976 году страны Варшавского договора создали Объединённый Черноморский флот для ведения операций в рамках Юго-Западного театра военных действия, частью которого Чёрное море являлось в соответствии с военными концепциями того времени.

Концепции эти в геополитическом плане не устарели. Прибавилось в регионе морских держав, за счёт Молдавии, Украины, Грузии и Абхазии. В 2001 году была создана Черноморская военно-морская группа оперативного взаимодействия (ЧВМГ ОВ) «Блэксифор». Активность её была невысокой, а после 2014 года она и вовсе прекратилась.

Образовался вакуум, которым не замедлили воспользоваться страны, чьё присутствие в Чёрном море до сих пор ограничивалось Конвенцией Монтрё 1936 года. Если конкретно, заметно активизировались США и Великобритания. Для легитимности их присутствия у черноморских берегов России была задумана интересная комбинация.

На Варшавском саммите НАТО Румыния выступила с инициативой создания на Чёрном море постоянно действующего соединения кораблей альянса. Но, по упомянутой выше Конвенции Монтрё, военные корабли нечерноморских государств могут находиться в Чёрном море не более трёх недель. То есть создавать постоянный флот НАТО должны были всего три страны: Румыния, Болгария и Турция, а корабли остальных держав к ним бы периодически присоединялись. Но Болгария заявила, о своём неучастии в этом проекте (причины этого мы здесь не рассматриваем, но о них можно догадаться без особых усилий). Так что официально решение в Варшаве не было принято, однако в итоговый документ саммита тема Чёрного моря вошла, я цитирую: «В черноморском регионе <...> мы (НАТО – А.З.) будем продолжать следить за последствиями для НАТО развития обстановки в районе и учитывать их в подходах и политике Североатлантического союза. Мы и впредь будем поддерживать, в надлежащем порядке, региональные усилия прибрежных государств черноморского бассейна, направленные на обеспечение безопасности и стабильности. Мы также будем укреплять диалог и сотрудничество с Грузией и Украиной в этой связи.

Такая расплывчатая формулировка позволяет руководству альянса:

а) утверждать, что технически учения Sea Shield – 2017 не являются собственно морскими маневрами НАТО; б) обосновывать направление кораблей в Чёрное море ранее приятыми решениями по обеспечению безопасности и стабильности прибрежных стран.

В нашем случае к побережью Румынии прибыли корабли Второй постоянной военно-морской группы НАТО (SNMG-2). Румыны выступают принимающей стороной и, одновременно, сдают своеобразный экзамен на профпригодность своего флота и его соответствие стандартам военно-морской программы НАТО.

Собственно замысел учений я предоставляю для анализа военным экспертам. Скажу, в самых общих чертах, что речь идёт о противодействии проникновению на территорию одной из стран НАТО малых подвижных боевых групп, поддерживаемых подводными лодками и авиацией. Как видим, гипотетическое столкновение флотов, подобно Синопскому или Чесменскому, даже горячими парнями из НАТО пока всерьёз не рассматривается.

Но подводные лодки на Чёрном море есть только у России и Турции. Турция участвует в учениях «Щит моря», как член НАТО. Так что антироссийская направленность этих манёвров очевидна и задана изначально исходя из замысла военно-морской учебной игры, а присутствие американских и британских боевых кораблей должно придавать уверенности таким мощным флотам, как грузинский и украинский, также приглашённым поучаствовать. Официально же представители НАТО заявляют, что их боевые корабли пришли в Чёрное море обеспечивать безопасное судоходство в регионе. Это более чем серьёзная угроза для рыбаков балаклавских, чьи, предки, согласно одной черноморской легенде, потопили флот Одиссея.

Вообще же мы видим, что пока продолжает работать машина антироссийской военной эскалации по всей дуге от Таллина до Констанцы, запущенная Обамой. И пока эта инерция сохраняется, а бюджеты в НАТО на эти программы выделены – их надо осваивать. На тот случай, если вдруг от Трампа придут другие приказы.

Комментарий телеканалу «Звезда», полная версия

[1] Статья XIII Парижского трактата 1856 г.