Coup d'Etat a la Belarus: Съесть-то он съест, да кто ж ему даст

Наша Нiва: Ці праўда, што вы ўдзельнічаеце (у ток-шоу Салаўёва «Хто заменіць Лукашэнку?»)? 

Нет, я не участвую. Приглашение я получил по электронной почте, но посчитал его фейком, по ряду признаков. Но и не будь оно фейком, обошлось бы там без моего участия, поскольку в указанное в приглашении время (11 января) я занят.

НН: Чаму ў расійскіх СМІ апошнім часам актыўна мусіруецца тэма пераемніка А.Р.Лукашэнкі?

У меня нет оснований для того, чтобы говорить об АКТИВНОМ муссировании этой темы. Обычно такого рода материалы пишут минские корреспонденты российских СМИ, и последний раз эта тема всплывала в связи с кончиной Ислама Каримова. Есть ещё ряд патриотических ресурсов в России, которые кормятся с этой темы. Но в Беларуси все их авторы, как и сами ресурсы, проходят по статье «белорусофобия». Поэтому говорить о планомерной актуализации Россией/Кремлём и т.д. темы преемственности власти в Беларуси, на мой взгляд, преждевременно.

НН: Ці няма ў расійскіх эліт жадання змяніць Лукашэнку на больш лаяльнага кіраўніка?

В данном случае это скорее тема для анекдота:

— Может ли тигр съесть тонну мяса?

Съесть-то он съест, да кто ж ему даст.

Каждый раз, когда начинается разговор про поиск преемника, здравомыслящие люди задают контрвопрос: а зачем искать этого преемника? Это чисто экономический подход, и в российских элитах существует консенсус по вопросу сотрудничества с Беларусью.

Если кратко, то условный «Кремль» исходит из того, что государственное устройство, власть и экономика в Беларуси – это проблема самих белорусов. А на первый план выходит новый принцип наших взаимоотношений. Согласно которому Беларусь свободна поступать и жить так, как ей нравится. А Россия свободна от того, чтобы оплачивать Беларуси эту свободу.

Есть ещё один нюанс – абсолютное неприятие претензий Запада и к Беларуси, и к России в наших странах примерно одинаково. То есть у нас единая стратегическая идеологическая и/или мировоззренческая, если угодно, позиция, а «шалёная беларусiзацыя» и «русскiй мiръ» — это всего лишь мелкие разногласия по тактическим вопросам.


НН: Ці не пачынаецца ў расійскіх СМІ чарговая кампанія супраць кіраўніцтва Беларусі як было ў 2010 з «Хроснымі бацькамі»

Вы совершенно справедливо заметили, что всё это носит ярко выраженные признаки кампанейщины. Обычно такого рода информационные акции проводятся для ослабления/укрепления переговорных позиций сторон. В данном случае речь идёт о всем известной проблеме цен на энергоносители, установленных ранее белорусско-российскими договорами, и о существующей белорусской задолженности. Точка зрения сторон известна, я не буду повторяться.

Каждая из сторон излагает свою позицию, в том числе и через СМИ. А степень агрессивности изложения зависит только от азарта и таланта исполнителей, работающих в этих СМИ. В этом контексте актуализация темы Беларуси и лично её президента вполне возможна. До какой степени это может оказаться больно и обидно для белорусской стороны, я не берусь предсказывать.

Если же говорить о конкретной позиции Путина, она известна: «Pacta sunt servanda», или «Подписался – плати». О позиции белорусской стороны я ничего сказать не могу, в силу неосведомлённости. Однако могу заметить, что эффектный жест дружбы и согласия, продемонстрированный белорусской стороной, будет немедленно оценен в России самым положительным образом.

Интервью порталу «Наша Нiва»