Первый сезон Westworld закончен. И закончен весьма эффектно, это я должен сказать как знаток.
В короне HBO это если и не самый крупный бриллиант, то весьма значительный. Рейтинги показали, что Westworld вошёл в тройку самых успешных проектов компании, уступив лишь Game of Thrones и True Detective.
Избавлю вас от таких подробностей, как история создания сериала и вообще, откуда ноги растут. Это место вы можете и сами найти. Перейдём сразу к делу.
Отличный актёрский состав. Энтони Хопкинс безупречен. Его персонаж – Бог и Демиург мира Westworld. А Хопкинса в роли Бога переиграть, это вам не фунт арахисового масла.
Совершенно замечательное трио приглашено на женские роли. Смотрите сами.
Эван Рейчел Вудс
Тэнди Ньютон
Анджела Сарафян
Мужчины тоже как на подбор. Исполнители ключевых ролей Эд Харрис, Джимми Симпсон и Джеффри Райт играют увлечённо, с огоньком и азартом. И в целом актёрский состав незаурядный. Скажу прямо – глаз отдыхает.
Кратко по сюжету. В тематическом парке Westworld гости/посетители попадают, как это и следует из названия, в «Мир Дикого Запада». Этот мир населён роботами/андроидами. Правила жестоко просты: гости могут делать с андроидами всё, что им нравится: беседовать с ними, выпивать, играть в карты, насиловать, пытать их, и убивать их по собственному желанию.
Андроиды, в свою очередь, ничего гостям сделать не могут. Хотя все остальные эмоции в них заложены. Они ощущают боль, страх, удовольствия, пьют, курят, занимаются сексом, воспитывают детей и умирают по-настоящему (погибшие от рук посетителей роботы отправляются на ремонт и перепрограммирование, которое сводится к стиранию памяти и установке/замене различных поведенческих и эмоциональных паттернов).
Смысл игры становится понятным во время одного из диалогов. Один из главных героев, впервые попавших в Westworld, спрашивает у хостессы: «Вы настоящая?».
На что она отвечает: «Если вы не можете отличить, разве важно, настоящая я, или нет?».
Как знаток жанра, я нашел Westworld интригующим с самых первых минут. И весьма многослойным. Сериал полон отсылок и пасхалок, угадывать которые – уже само по себе нехилое развлечение.
И, разумеется, великолепный дизайн постановки в течение всего сериала. Это уровень съёмок, за которым деньги. И деньги такие - вам и не снилось (как вам моя отсылка?)
Westworld – сериал умный, и в этом кроется ловушка для массового зрителя. Здесь полно секса, крови и типичного вестерн-насилия. Чего ж вам боле?
И тут камера отъезжает, включаются диалоги, и массовый зритель начинает ощущать себя тем, кто он и есть на самом деле – тупым, жвачным быдлом. Именно этим объясняются недоуменные рецензии в профильных СМИ и стоны разочарованных зрителей в социальных сетях.
Как говорит одна из героинь Westworld, наши сюжеты (сюжеты – это игровые ситуации, создаваемые в парке индивидуально для каждого из гостей) это истории, по сравнению с которыми Босх – художник, рисующий открытки с котиками.
Наиболее подходящая метафора для Westworld – это Уроборос. Триллер о роботах, которые открывают в себе самосознание. И это самосознание позволяет им раскрыть свою идентичность. То есть узнать, что они – роботы. Не-люди.
Именно не-люди, а не нелюди. Парадокс Westworld, как «парка развлечений», в том, что нелюдями там могут стать именно люди, которые вне парка вынуждены подавлять в себе свои глубинные инстинкты.
Я подобрал такое вот, понятное вам, сравнение. Главная героиня Westworld, чистая и нравственная фермерская девушка Долорес, — это реинкарнация Джессики Рэббит («Кто подставил кролика Роджера»). Я не такая, меня такой нарисовали.
И вы знаете, симпатии создателей фильма явно на стороне роботов. Джонатан Нолан и Лиза Джой показывают нам андроидов-рабов, не подозревающих, что они рабы. Не правда ли, прекрасная идея, позволяющая проецировать смысл сериала на современное общество?
Этот мощный опасный мотив, проходящий сквозь всю ткань Westworld, оказался одним из наиболее эффектных аспектов всего проекта. Подобная поливалентная метафора очень близка к марксистской концепции «ложного сознания». И в каждом эпизоде Westworld мы можем видеть, как происходит промывание мозгов не в социологической и абстрактной, а в технологической трактовке термина. Где стирание и обновление памяти и сознания является рутинной инженерной операцией.
Авторы периодически используют один интересный художественный приём. Люди и/или андроиды, прошедшие перепрограммирование, периодически оказываются на складе голых мёртвых машин-андроидов, отработавших свой срок. Голые тела мужчин, женщин, детей... И этот склад словно взят из описания внутреннего устройства газовой камеры. Или с фотографий Бабьего Яра и других мест нацистских массовых убийств.
Есть, где попировать мрачному гению, но авторы не забывают и о простых поклонниках жанра. Всё-таки Westworld – это мир вестерна. А культурная традиция вестерна служит базовым культурным слоем для телевизионной драмы, равно как и для индустрии компьютерных игр. Как и любой классический вестерн, Westworld даёт возможность немногословным и метким хорошим парням разобраться с плохими парнями и защитить красивых белых женщин. Авторы наверняка позиционируют Westworld не столь одномерно, напротив, перед нами элитный продукт, который захватывает и нишу зрителей попроще. Ковбои скачут и стреляют, гости развлекаются, но в технической зоне Westworld, за дверями с кодовым замком и табличкой Staff Only, идут совсем иные игры разума.
В контексте этих игр люди (неандроиды), работающие в парке Westworld – это больше алхимики, чем учёные. Они пытаются управлять процессами, но эти процессы инициированы не ими, и конечные цели этих процессов им неизвестны. А Бог и Демиург Westworld Энтони Хопкинс не очень-то и склонен разъяснять свои замыслы. На то он и Демиург.
И если инженеры и техники меняют платы и шарниры, иногда позволяя себе трахнуть куклу-другую, пока они, в буквальном смысле, в отключке, то персонал высшего уровня находит удовольствие в интеллектуальном доминировании. И не зря многие диалоги высшего руководства Westworld с программируемыми андроидами будто списаны с бесед дедушки Зигмунда с пациентами.
Когда-то Sci-Fi о будущем конфликте человека и робота строилась на трёх законах роботехники Айзека Азимова. Всё остальное было производным. Westworld ломает этот барьер.
Сериал демонстрирует, что чем выше эмоциональная сложность подсознания, тем выше вероятность того, что высокоразвитый машинный мозг, как и человеческий мозг, вступит в конфликт. Просыпаясь после очередного перепрограммирования, Долорес, «растущая над собой», прихлопывает назойливую муху. Интрига и метафора в одном жесте.
Посмотрите сериал.