ТРАМПСБУК В ПОХОД СОБРАЛСЯ

Надо ли вам напоминать, что я единственный медиаконсультант, уверенно предсказавший победу Дональда Трампа? Видимо, надо, чтобы вы смогли закрепить материал. Теперь я немного расскажу вам о технологиях, как медиаконсультант медиаконсультанту. И о том, как дальше будут развиваться события в секторе IT-манипуляций на выборах.

Сейчас все только и говорят о победе Трампа, обеспеченной твиттером и фейсбуком. Правда, почему-то забывают о том, что эти платформы не являются собственностью Трампа. И у всех остальных, включая неудачницу Клинтониху, был и есть к ним доступ.

У нас до сих пор считается, что фейсбук это сообщество. На самом деле фейсбук сверхперсонализирован, особенно в части личных новостных лет, формируемых пользователями. Такая гипертрофированная персонализация в новостном сегменте фейсбука может наблюдаться не то что в каких-то группах, но даже на уровне одной семьи.

И если только вы не информационный мазохист, алгоритмы фейсбука обеспечит вам показ лишь тех каментов, обновлений статусов и новостей, которые принесут вам духовный оргазм и блаженство; они не испортят ваше уютное клетчато-пледовое кофейное утро раздражающим бредом инакомыслия/несозвучия с вашей личной фейсбучной гармонией. Ведь основная задача алгоритмов фейсбука — показывать пользователю только то, что ему нравится.

Отсюда прямой путь к групповому мышлению a.k.a. менталитет толпы. А следом и ваша личная уютная эхо-камера, в которую, возможно, никогда в жизни и близко не попадет этот текст.

Это не хорошо, и не плохо, потому что алгоритм не может быть хорошим или плохим. Дело, как обычно, в людях, которые априори умнее алгоритмов, и умеют их обернуть себе на пользу.

А вот, к примеру, 12 ноября Цукерберг опубликовал пост про фейсбук, о выборах и “беспрецедентном числе фейков” во время предвыборной гонки в США. Его тезисы:

99% всего контента, которые видят люди (в фб), не является фейком;
фейки не обязательно связаны с политикой;
фейсбук работает над тем, чтобы сообществу было проще отлавливать и помечать фальшивки;
фейсбук не может определить, что является правдой, а что нет, особенно если речь о намеренно опущенных деталях

Сам-то я, на правах практикующего медиаконсультанта, полагаю, что не фейсбук создал аудиторию и победный электорат для Трампа. Фейсбук консолидировал потоки информации, подтвердившие этим людям, что их гнев — гнев праведный.

Спокойно, читатель, никакого секрета здесь нет, и еще до выборов Цукер заявил в блоге ФБ, что дает клиентам возможность видеть именно то, что они больше всего хотят видеть (те, кто хотят видеть на ФБ сиськи, с Цукером бы категорически не согласились — А.З.), и в этом миссия платформы. В общем, чистой воды бизнес-принцип, потому что если тебе делают приятно, то ты будешь дольше находиться там, где тебе делают приятно. Больше сидеть в чатиках ты будешь, чего уж там. И на этот счет уже были соответствующие научные доказательства.

Это был эпиграф, а теперь вот само произведение. 

Трамп с самого начала приказал своим политтехнологам не связываться с телевидением, а идти в соцсети. Клинтон потратила на телевизионную рекламу более $200 миллионов в последние месяцы выборов, в то время как Трамп потратил меньше половины этой суммы. Это сработало. Но мало кто знает, что Дональд собрал $250 миллионов пожертвований на свою кампанию, и большая часть этих денег поступила в ходе интенсивной работы с фб-аудиторией.

В общем, Дональд эффективно транслировал свои программные меседжи, отслеживая результативность работы своих пиарщиков на основе аудитории фейсбука. А это такая выборка, которой не способны добиться никакие галлупы/ниельсены. В результате в любой день избирательной кампании интернет-пользователям и клиентам соцсетей предлагалось от 40 000 до 50 000 вариантов рекламы Трампа в самых разных форматах. Соцсети получали деньги с продажи своей аудитории, Трамп получал гипертрофированное внимание соцсетей. Он подсадил своих сторонников и колеблющихся на своего рода инфополитические трамп-стероиды.

Социальные сети, в том числе фейсбук, натурально, стали основным каналом прямой и обратной связи Трампа. Он использовал платформы не для трансляции заранее запланированных сообщений, а для взаимодействия со сторонниками и вброса новых тем.

Я не готов оценивать эффективность контента, сгенерированного командой Трампа. Просто потому, что Россия не Америка, а я не записной американист. Но я готов оценивать фейсбук, как платформу, оказавшую сильнейшее влияние на выборы (в числе других платформ, само собой).

Именно поэтому я совершенно уверен, что в 2018 году Россия и в 2020 году Беларусь столкнутся с аналогичной ситуацией. И если в России есть мозги, достаточные для того, чтобы просчитать ситуацию и справиться с ней, то в Беларуси ситуация обратная. 

Никаких мозгов нет давно, и в обозримом будущем не предвидится. Поэтому удар по белорусской избирательной кампании будет сильным, высокотехнологичным, и неожиданным, как ежегодный первый зимний обильный снегопад. Может, белорусские мозги взорвет твиттер, может, фейсбук, а, может, телеграм. В любом случае я говорю о том, что в Беларуси/России/Зимбаве внезапно будет осуществлен прорыв в деле коммодитизации медиа, когда пост, лайк и хайп будут обходиться дешевле, чем содержание штата госСМИ и негосСМИ; и вот эти все СМИ станут хавать и высирать в народ новости, фейки и лозунги, продуцируемые соцсетями и месенджерами. За которыми будут стоять политические оппоненты действующих властей, что в России, что в Беларуси, что в Зимбабве и прочих суверенных демократиях. Но взорвет так, как никто и предположить сегодня не сможет. Отсюда прямой путь к силовому закреплению будущих результатов электоральной кампании.

Но это все впереди. А что с фейсбуком, который так внезапно развился в крупнейшую медиа-империю Америки? Да что там Америки — всего земного шара. 

Во-первых, Цукеру победу Трампа не простят никогда. Рано или поздно он пойдет по этапу как соучастник.
Во-вторых, несмотря на хуиллиарды фейсбучников, никто из них не станет защищать сайт фасебук/точка/ком от будущего государственного и политического давления. А оно неизбежно. Ибо кто не попытается взять под госконтроль крупнейшую социальную сеть мира и все ее активы, тот дурак.
В-третьих, для начала, с целью проверки на податливость, Цукера заставят зажимать протрамповский контент, даже и когда Дональд официально станет президентом.

Так что крестовый поход на Цукера (ах, да, он же у нас еще и Цукер-ашкеназ) не заставит себя ждать слишком долго. Я, разумеется, не о днях и часах говорю, а об американских электоральных циклах. Не пройдет и пяти лет, как Цукербергу придется либо закрыть лавочку, либо сменить зашкваренный фб-лейбл на что-нибудь другое, да и вообще передать свой сайт (фейсбук — это просто сайт, что бы вы там ни говорили) под внешнее управление. И Марик ещё увидит небо в алмазах, как его объявят врагом демократии.