Первая волна приватизаций
Незаконность разгосударствления / изъятия государственной собственности в Греции не помешала ему случиться. До недавнего времени разворовывание проходило через HRADF, и это было законодательно закреплено Законом 3968/2011, предусматривавшим, что результаты деятельности фонда должны использоваться исключительно для погашения государственного долга страны.
Шаг за шагом все большее число государственных активов переходило во владение HRADF: более тридцати пяти портов, более трех тысяч объектов государственной недвижимости (среди них аэропорт «Эллиникон» и отель «Астерас Вульягмени», курорты, кемпинги, гостиницы сетиXenia, здания министерств, государственные административные здания и т.д. ), десятки объектов собственности за рубежом, десятки памятников (как включенных, так и не включенных в реестр), национальные дороги, сорок аэропортов, военные объекты, природный газ, оборонная промышленность (Hellenic Defense Systems SA, Hellenic Vehicle Industry SA), нефть (Hellenic Petroleum), множество пляжей и затопляемых приливом береговых полос площадью в десятки тысяч гектаров, предприятия водоснабжения (EYDAP, EYATH), сотни и тысячи гектаров земли, водно-болотные угодья, железные дороги (TrainOSE SA, EESSTY SA [Греческая компания технического обслуживания железнодорожного подвижного состава]), почтовые отделения (ELTA) и приносящие прибыль предприятия.
Процесс денационализации через HRADF шел медленнее, чем желали бы так называемые «институты» еврозоны, — до тех пор пока к власти не пришло правительство СИРИЗЫ и Независимых греков. Были акции протеста, было обращение к конституционным судам, и во многих случаях прокурорами были заведены уголовные дела по экономическим преступлениям.
Зеленый свет
Подписание третьего меморандума в июле 2015 года стало сигналом к более широкому наступлению европейских «институтов». И вот месяц назад было одобрено создание нового приватизационного суперфонда — HCAP. Этот фонд станет четвертой составляющей закона под названием «Неотложные меры по реализации соглашения о достижении фискальных целей и структурных реформах, а также другие меры» (статьи 184–233). Он не принадлежит к государственному сектору, будь то в строгом или в расширенном понимании, и положения, касающиеся государственных компаний, не распространяются на него, если иное не оговорено вышеупомянутым законом.
HCAP действует в соответствии с правилами частного сектора экономики и в интересах общества для достижения конкретных целей, которые определяются следующим образом: во-первых, погашение (якобы) государственного долга; и во-вторых, предоставление средств для инвестиционной политики страны, которая полностью контролируется европейскими «институтами», Eвропейским стабилизационным механизмом (ESM) и Eвропейской комиссией. Половина прибыли компании направляется на оплату долга, а остальные прибыли используются для инвестиций HCAP в соответствии с положениями, изложенными в статьях закона.
Срок деятельности компании определен в 99 лет, хотя по первоначальным оценкам он должен был составлять 35 лет. Для сравнения: срок деятельности HRADF составлял всего шесть лет. Европейский союз фактически заявил право собственности на будущее Греции.
Правовая идентичность HCAP позволила этой компании инкорпорировать ряд юридических лиц как прямые дочерние компании: Фонд финансовой стабильности (HFSF), Фонд развития государственных активов Греческой Республики (HRPADF), АО «Компания государственных имуществ» (PPCo SA), АО «Компания государственных холдингов». Для достижения своих целей НСАР имеет право создавать и другие дочерние компании.
Все основные активы государства, небольшая часть которых — сверх и помимо нынешних концессий — была включена в HRADF, переданы новой компании. Что касается недавно сформированного АО «Компания государственных холдингов», то ей будут принадлежать оставшиеся доли государственного участия Греции в государственных предприятиях, и она будет управлять этим участием в соответствии с лучшей международной практикой и Руководящими принципами ОЭСР.
Государственные предприятия, контролируемые АО «Компания государственных холдингов», подлежат должному надзору в соответствии с нормами национального и европейского законодательства. При регистрации согласно уставу АО «Компании государственных холдингов», акции государственных предприятий автоматически передаются безвозмездно этой компании. Собственность и владение всех движимых и недвижимых активов, принадлежащих греческому государству и управляемых АО «Компания государственных имуществ» в соответствии с законом 2636/1998, автоматически переходят к HCAP безвозмездно; единственным исключением являются особо охраняемые природные территории, которые будут непосредственно управляться этой вновь образованной компанией.
Наблюдать за этим накапливанием государственного богатства будет наблюдательный совет, насчитывающий пять членов, трое из которых выбираются греческим государством с одобрения Европейской комиссии и Европейского стабилизационного механизма, а два члена, в том числе председатель наблюдательного совета, выбираются Европейским союзом и Европейским стабилизационным механизмом с одобрения министра финансов.
Суперфонд НСАР и его непосредственные дочерние компании, за исключением FSF и HRADF, имеют широкую свободу действий в использовании своих новых активов. Они могут продавать их, или передавать любые права на них частным компаниям и акционерным обществам, или продавать акции третьим лицам.
Трудовые отношения и права людей, работающих в этих прежде государственных компаниях, также будут в корне нарушены. HCAP и его непосредственные дочерние компании могут нанимать сотрудников по частноправовым контрактам на определенный или неопределенный срок. Они могут и перемещать работников — насильственно переводить на другое место работы людей, чьи частные компании или акции компаний передаются НСАР или одной из ее дочерних компаний, — или переводить сотрудников из HCAP в ее дочерние компании, или из одной дочерней компании в другую. И, наконец, НСАР может брать любой персонал из правительственных учреждений, или государственных организаций, или из государственного сектора с целью работы на суперфонд или его дочерние компании.
Оптовая сдача греческих государственных активов экстерриториальным институтам посредством процессов, неподконтрольных каким бы то ни было выборным органам, состоялась практически за одну ночь, причем проект закона был выпущен всего за два дня до его принятия. Тексты соглашений были составлены ad hoc «институтами» и ратифицированы услужливыми греческими парламентариями.