Как старую белорусскую оппозицию вышибли умеренные люди середины, или Баллада о вторых номерах

В оценке парламентских выборов экспертное сообщество Беларуси придерживается консенсуса, по тем или иным причинам. Чаще по тем.

Поэтому, собственно, никакого анализа и не происходит. Действительно, что тут анализировать, сходятся во мнении эксперты – кто должен был стать депутатом, тот и стал. Обычно этим дело и заканчивается.

Натурально, из 110 кресел выделить 2 мягких места для условно оппозиционных дам – это вполне себе джентльменство. И где-то даже вызов Великой Белорусской Политической Традиции. И мысленно я всем попавшим в парламент аплодирую, поскольку многих знаю лично как людей достойных и порядочных.

Однако оставим призёров парламентской гонки в покое. Гораздо интересней, на мой взгляд, посмотреть на тех, кто занял вторые строчки. Почему вторые? Сейчас объясню.

Хотя, объяснять, собственно, нечего. Для любого, кто знает, как работает в Беларуси (да и везде, впрочем) политическая избирательная машина, ничего удивительного в моих объяснениях нет. voting-dayПолитическая избирательная машина работает на конкретный результат, на людей, за которых сердцем ударяется центральное и, по нисходящей, местное начальство. Машину не интересует, какой кандидат будет вторым в каждом конкретном округе. Ей, машине, с первым бы разобраться, и желательно без второго тура. Избиратель тут, по большому счёту, ни при делах, он везде одинаковый. Вон, в Штатах 40% избирателей не могут назвать имена кандидатов в вице-президенты на нынешних выборах. Но это ж никому не мешает.

Именно поэтому реальную картину предпочтений белорусского избирателя дают результаты кандидатов, занявших в своих округах второе место. Ну, хотя бы потому, что вторые места, как и последние, впрочем, никого из начальства не интересуют, в силу своей полной политической ничтожности. За очень редким исключением, позиции ниже первой никогда не были объектом престидижитации и жонглирования именно на выборах в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

И вот что интересно. На вторых позициях en masse оказались кандидаты, не имеющие никаких политических связей со статусной, махровой, я бы сказал, белорусской оппозицией. Вообще никаких. То есть мы можем говорить, что «старая оппозиция» проиграла не только власти. Она проиграла белорусского избирателя в принципе.

Если вы внимательно следили за реакцией руководителей белорусских оппозиционных структур на результаты парламентских выборов, то никто из них не смог выдавить из себя святые слова: «У нас украли победу». Ни в одном округе оппозиция не смогла предъявить цифры, которыми можно было размахивать да хотя бы перед самими избирателями. Не с чем было взывать о справедливости.

Смотрите сами. Я выбрал, навскидку, по два округа от Минска и областей. Совершенно произвольно. 14 округов. Вот они, наши «вторые номера», встречайте.

Чкаловский № 96, КОВЧУГО Екатерина Ивановна, 9,2%, ЛДПБ, (бизнес);

Каменногорский № 102, КОВАЛЕВ Андрей Федорович, 10,7%, БПП, (бизнес);

Кобринский № 12, МЕХ Александр Васильевич, 17,2%, беспартийный, ИП;

Столинский № 16, ШПАКЕВИЧ Валерий Петрович, 26,8%, беспартийный, врач;

Оршанский городской № 25, ЖУДРО Сергей Дмитриевич, 7,3%, КПБ, гл. инженер;

Поставский № 29, ТАНАНА Дмитрий Владимирович, 8,1%, КПБ, ИП;

Мозырский № 42, ШАБАН Иван Геннадьевич, 15,7%, ЛДПБ, рабочий;

Хойникский № 47, КОЗЛОВ Олег Викторович, 8,5%, беспартийный, рабочий;

Дятловский № 56, ЗАЯЦ Виталий Николаевич, 13,3%, беспартийный, прокурор района;

Сморгонский № 59, ВЕШТОРД Ирина Зеноновна, 13,2%,  председатель БСДП (Г);

Борисовский городской № 62, БОЙКО Григорий Григорьевич, 19,5%,  беспартийный, руководитель предприятия;

Борисовский сельский № 63, МИХАЛЬЧУК Виктор Викторович, 6,4%, ЛДПБ (финансист);

Шкловский № 90, БОЛДЫШЕВСКАЯ Татьяна Ивановна, 7,5%, беспартийная, директор школы;

Горецкий № 82, КУКСОВСКАЯ Елена Анатольевна, 20,7%, беспартийная, чиновница.

Итак, перед нами типичные, «умеренные люди середины», по В.С.Высоцкому.

Что вам говорят эти имена? Да ничего. Но что-то же они говорят избирателям. И никто меня не убедит, что бОльшая явка избирателей дала бы другие цифры. Перед нами вообще здесь нет политиков. И только один юрист, да и тот, по правде сказать, прокурор. И есть лидер партии, реально присутствующей в национальном политическом поле. Хотя не уверен, что партийная функционерка известна за пределами Сморгони. И вряд ли тамошний избиратель смог понять, чем социал-демократка честнее и предпочтительнее провластного кандидата, пришедшего первым.

Список вторых номеров можно было и расширить, но мне лень, да и всё равно я практик, пусть над этим аспиранты корпят. Однако цифры показывают, что за двадцать лет белорусская оппозиция потеряла не только политическое лицо в целом. Статусные оппозиционеры потерпели поражение на персональном уровне. Их просто перестали узнавать.

Ну, то есть избиратель, даже тот, который не пришёл на эти выборы, он как бы намекает «старой оппозиции»: «Да вы нули! Вас просто нет!» Но пока ещё никто из вождей, дотянувших при кровавом режиме до пенсии, не взял на себя смелость признать – да, мы пустое место, наше время вышло.

И в 2006, и в 2010 году в Беларуси было довольно много людей, считавших, что надо ещё немного наддать, навалиться, и к оппозиции успех придёт, придёт победа, и свобода нас встретит радостно у входа на Карла Маркса, 38. Именно этот порыв наддать, додавить и получить желаемое, вывел тогда на улицы не одних партийных активистов.

Почему этого не произошло сейчас? Ответ даёт социальный срез «вторых номеров». И этот срез показывает, что от политического успеха «старая белорусская оппозиция» всё дальше. Но одновременно он показывает и слабость власти, поскольку нынешний белорусский избиратель всё менее склонен голосовать так, как он голосовал всегда, то есть голосовать за «начальников».

Это значит, что в Беларуси власть по-прежнему может принимать какие угодно решения. Но вот реализовать она их уже не может в полном объёме. И всё чаще результат действий властных структур в этой парадигме рассматривается обществом как признак ослабления власти.

Ослабление власти, которая традиционно в Беларуси рассматривалась как социальный защитник угнетённого и несчастного народа, ведёт к тому, что всё возрастающая часть белорусов считает традиционный социальный контракт нарушенным. В стране открыто поговаривают, что власть встала на путь удушения народа. «Народ», как таковой, больше не служит ни фундаментом и опорой власти, ни её социальным резервуаром.

Следовательно, сейчас руководству Беларуси придётся искать некие решения для восстановления числа своих сторонников. В силу экономических причин эти решения могут быть исключительно мобилизационного характера. И желательно, чтобы мобилизация белорусского общества совершенно случайно не привела к его расколу. Как на Украине, где тоже реализуется именно мобилизационный сценарий ухода верхушки от политической ответственности.

Ну, вот так как-то, девушки.